Диагностика по др

Диагностика по др

Лариса Герасимова
Педагогический мониторинг по нетрадиционному рисованию. Методика диагностики «Весёлая палитра»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества

«Надежда»

Методика диагностики

«Весёлая палитра»

педагог дополнительного образования:

Герасимова Лариса Романовна

г. Салехард

Методика диагностики «Веселая палитра»

(составил педагог дополнительного образования; Л. Р. Герасимова

МОУ ДОД Центр детского творчества «Надежда» г. Салехард)

Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.

Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5. Принятие решения об изменении деятельности.

Принципы проведения мониторинга:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.

3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.

4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.

Ф. И. ребенка Интеллектуально-эстетическое развития ребенка Знание видов нетрадиционного рисования Уровень творческих способностей Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования Передача настроения в рисунке Общий уровень

Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.

Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы

Показатели оцениваются с помощью баллов:

0 — несоответствие показателю (низкий).

1 – частичное соответствие показателю (средний).

2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий).

Шкала уровней:

0-3-низкий уровень. (49-10%)

4-12-средний уровень. (79-50%)

13-18-высокий уровень. (80-100%)

1. Интеллектуально – эстетическое развитие.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделять с помощью взрослого.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами друких видов искусств.

2. Знание вида нетрадиционного рисования.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства называет 8-10.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет 10-15.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности. Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению.

3. Уровень творческих способностей (РТВ).

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение. В работе творчества не проявляет.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.

• Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – (Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами.

4. Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.

5. Передача настроения в рисунке.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины.

Методика проведения педагогической диагностики

Оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе диагностики: краски, кисти, поролон, щетка, нитки, акриловые краски, салфетки, разнофактурная бумага, бумага разных размеров и др.

Дети приглашаются индивидуально (или парами) рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме педагог предлагает ребенку назвать все, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребенка в художественных материалах, и выбрать каким материалом он хотел бы заниматься, что бы хотел создать. Педагог предлагает также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу диагностики фиксируются: выбор ребенка, внешнее проявления его реакция на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Приложение 1

Задания аттестации учащихся

творческого объединения «Рисовашки» (1-й год обучения)

педагог дополнительного образования: Герасимова Лариса Романовна

Выполнил (а) Ф. И. возраст___

1. Повтори и нарисуй эти линии.

2. Придумай и нарисуй узор в квадрате.

3. Помоги художнику дорисовать картинки.

4. Закрась все квадраты по последовательности цветового спектра. (Спектр – цветовой ряд, в котором цвета расположены в соответствии с очередностью).

5. Чем можно рисовать?

1 кистью___

2 пальцами___

3 ладошкой___

4 ластиком___

5 поролоном___

6 картоном___

7 листьями___

8 нитками___

9 газетой___

10 ватными палочками___

Приложение 2

Задания аттестации учащихся

творческого объединения «Рисовашки» (2-й год обучения)

педагог дополнительного образования: Герасимова Лариса Романовна

Выполнил (а) Ф. И. возраст___

1. Допиши предложение.

Художник – это тот, кто___

2. Объясни, что означает термин:

Блик___

Композиция ___

3. Какие виды штриховки ты знаешь?

___

4. Закрась фоны квадратов в разноцветные цвета 1-й квадрат, фон «Радость» и 2-й квадрат, фон «Тоска».

5.

1 –й квадрат 2-й квадрат

6. Какие основные жанры живописи ты знаешь?

___

___

7. Перед тобой три кляксы, на что может быть похожа каждая клякса. По фантазируй и дорисуй.

8. Какие бывают виды искусства?

___

9. Каких художников ты знаешь?

___

___

10. Какие предметы можно встретить в мастерской художника?

___

___

11. Какие техники и приемы нетрадиционного рисования ты знаешь?

___

___



Источник: www.maam.ru


Добавить комментарий