Генеалогическое древо наследования признаков

Генеалогическое древо наследования признаков

Тема урока: Исследование родословных как генеалогический метод изучения наследственности человека.

Цели урока:

  • Выявить актуальность исследовательской деятельности по    изучению родословных;
  •  приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического и медицинского родословия.

Задачи урока: 

  • Расширить представления учащихся о методах изучения генетики человека;
  • Углубить знания о генеалогическом методе  изучения наследственности человека.
  • развивать интерес к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.
  • Воспитывать уважение и любовь к своей семье и историческим корням;

Предварительная подготовка учащихся к уроку.  

Теоретические вопросы.

Генетика это наука, изучающая основы наследственности и изменчивости

Родословная. Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду

Генеалогия Наука об истории семьи, о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц

Наследственность

Изменчивость, виды изменчивости

Доминантные признаки и гены

Рецессивные признаки и гены

Гомозиготные организмы, генотипы

Гетерозиготные организмы, генотипы

Типы наследования ( аутосомное, сцепленное с полом)

Аутосомы

Половые хромосомы

Мутации, классификация ( соматические, генеративные; генные , геномные, хромосомные)

Методы изучения наследственности человека

Генеалогический метод изучения наследственности это изучение наследственных признаков человека по родословной. Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо признака (нормального или патологического) в ряде поколений с указанием родственных связей между членами родословной.

Близкородственные браки, их последствия

Гемофилия

Определение своего генотипа по фенотипу

Сколько поколений своего рода вы знаете? Можете ли назвать своих родственников от которых составили родословную?

Ориентирование по родословной (двоюродные, троюродные братья и сестры, дяди, тети и т.д.)

1,2,3,4 поколение

доля генов от мамы, бабушки, прабабушки и  т.д.

Передаются  ли в вашем роду по наследству способности, интересы, личные качества? Проиллюстрируйте.

Проекты учащихся делятся на группы (например, прослеживание цвета глаз, волос, характер волос, заболевания и т.д.).

Выбирается три группы экспертов. Эксперты заблаговременно знакомятся с проектами, составляют вопросы по работам, оценивают работу. Учащиеся групп дополняют выступление, отвечают на вопросы экспертов.

От каждой группы защищает проект один учащийся.

Эксперты  и учащиеся групп заполняют оценочные листы по защите проекта.

Изучение родословных Пушкина, Генетическое древо царствовавших семей в Европе, С. Ковалевской, Бахов

План урока.

С давних времен людей интересовали их собственное происхождение. Еще при первых царях родовитые бояре гордились своими предками.

Царица Екатерина издала “Жалованную грамоту”, которая гласила: “Во всякой губернии составить дворянскую родословную книгу, в коей вписать дворянство той губернии, дабы доставить каждому благородному дворянскому роду … способие продолжать свое дворянство и название наследственно, в поколение, непрерывно… от отца к сыну, внуку, правнуку и законному потомству…”

                                              «Как у каждого народа, так и у  каждого    

                                 человека  есть свое  настоящее и прошлое,  

                                  именуемое историей.                              

                                 История страны – это память  народа;

                                 история человека, его  семьи –

                                 это память рода».

                                                                Соловьев В. М.

Вашему вниманию я хочу представить родословную Л.Н. Толстого.

 (Слайд родословная Л.Н. Толстого)

Интерес к истории дворянских родов был настолько велик, что в 1868 г. в Петербурге появилось “Русское генеалогическое общество”, а в 1904 г. в Москве создано “Историко-родословное общество”. Активная деятельность этих обществ замерла в 1914 году. Это было начало первой мировой войны.

Значение.

1.Такой вид родословной называется Историческое родословие. Он позволяет узнать историю своего рода. Мы должны знать свою родословную, чтобы гордиться ею, рассказывать о ней своим потомкам. Таким образом, родословные хранят память  своего рода.

Биология как наука имеет также прямое отношение к генеалогии.

Давайте вспомним, что изучает наука генетика?

Каковы методы изучения наследственности человека?

Что, из себя представляет генеалогический метод изучения наследственности человека?

(Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряде поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по  родословной.) Генеалогический метод был предложен в конце 19века Ф. Гальтоном. Он применим, если известны прямые родственники – предки, обладатели наследственного признака по материнской и отцовской линиям в ряду поколений и имеется достаточное число потомков в каждом поколении.

Анализ ваших работ выявил три вида проектов.

1. Слово для защиты проекта «Моя родословная» предоставляется учащемуся из группы учащихся изучавших наследование цвета глаз.

Возможные вопросы:

Какие вещества определяют цвет глаз?

От материнской или отцовской ветви передался ген, определивший ваш фенотип?

Каков ваш генотип по этому признаку?

Объясните, почему в вашей родословной встречаются такие примеры: у кареглазых родителей рождались голубоглазые дети.

     Предположите возможный фенотип вашего будущего ребенка

Дополнительная информация о пигментах определяющих цвет глаз человека.

Значение.

2. Таким образом, составление и изучение родословных позволяет проследить наследование признаков, проследить менделевское расщепление и независимое комбинирование признаков в потомстве, предположить возможный фенотип будущего ребенка. 

Были ли в вашем роду близкородственные браки. Почему во многих странах они запрещены законом.

 ( Слайд  Родословная А.С. Пушкина)

 История Грига.

Значение.

3. Знание своей родословной позволяет установить степень родства между людьми. Тем самым понять, какие последствия возможны, если в брак вступают родственники.

2. Слово для защиты проекта «Моя родословная» предоставляется учащемуся из группы учащихся изучавших наследование цвета волос.

Какие вещества придают цвет волосам? Какую дополнительную информацию вы можете нам об этом рассказать?

Какой тип наследования цвета волос.

Дайте определение аутосомам и половым хромосомам.

Встречались ли в вашем роду заболевания,  передававшиеся по наследству, к какому типу мутаций их можно отнести.

Когда-то свою генеалогию знали только царственные особы и аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследования многих заболеваний.

Вашему вниманию я хочу предоставить Генетическое древо царствовавших семей в Европе.

(Слайд).

Почему данная мутация не проявилась у королевы Виктории?

Каким геном определяется  заболевание гемофилия? Каков тип наследования данного гена?

Каковы признаки данного заболевания?

Значение.

4. Таким образом, изучение своей родословной позволяет  выявить заболевания, которые передаются по наследству, прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами (в случае, когда один или оба супруга больны или оба родителя здоровы, но наследственное заболевание встречалось в родословной; в ряде случаев имеется возможность прогноза вероятности рождения второго здорового ребенка, если первый был поражен наследственным заболеванием.

3. Слово для защиты проекта «Моя родословная» предоставляется учащемуся из группы учащихся изучавших наследование характера волос.

Какие генотипы будут иметь представители с прямыми, волнистыми и прямыми волосами.

Каковы особенности строения кудрявых и прямых волос.

 Передаются  ли в вашем роду по наследству способности, интересы, личные качества? Проиллюстрируйте.

(Слайд родословная Бахов и С. Ковалевской.)

Значение.

5. Таким образом, изучение родословной позволяет выявить наследование способностей человека (музыкальные, художественные, математические; особенности характера). Это позволяет родителям выбрать кружки или секции для развития этих способностей.

Начиная писать родословную, вы работали для себя и своих потомков. Работа по изучению истории своей семьи требует терпения, она очень скрупулезна, по сути дела, бесконечна и может продлиться не только всю вашу жизнь, но и еще несколько жизней последующих поколений. Работа требует тщательных кропотливых изысканий. По мере появления каких-либо сведений их надо записывать в тетрадь, использовать технические средства: фотоаппарат, магнитофон, видеокамеру. Можно продолжить свою работу. Чтобы запечатлеть события сегодняшних дней, начните свое жизнеописание с небольших дневниковых записей. Пусть не будет особо громких событий, никаких чрезвычайных происшествий, которые были бы достойны опубликования для широкого круга. Вы пишете для себя и своих потомков. То, что происходит с вами сейчас, будет историей для ваших детей и внуков.

Общий вывод.  ( Значение изучения родословных)

У многих наших учащихся такие записи уже есть. Кто может поделиться историями из жизни своих родственников? Но прошлое – это не только перечень событий, это и яркие страницы биографий реальных людей, их переживания, чувства.

Настоящее берет начало в прошлом. Мы с благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. А будут ли наши потомки с благодарностью вспоминать нас? Мне хочется привести слова П. Чаадаева, который ответил  на данный вопрос так: «Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от нас». Да это зависит от нас самих.



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий