Хрипкова анатомия

Хрипкова анатомия

Зрительно-пространственное восприятие. Зрительно-моторная координация. Слухомоторная координация и развитие движений. Соотношение эмоционального и интеллектуального развития. Ориентировочный рефлекс и концентрация внимания. Развитие памяти и объемов внимания. Организация деятельности, утомляемость и отвлекаемость. Мотивы поведения. Развитие личности. Самосознание и самооценка. Социальное развитие. Адаптация к бытовым условиям, окружающей жизни, к школе. Индивидуальное, групповое, коллективное и общественное поведение.

5. Темы лабораторных занятий

Тема 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии

Вопросы к теме:

1. Организм как единое целое. Единство организма и внешней среды.

2. Механизм и основной принцип регуляции жизнедеятельности организма человека (конечный приспособительный результат).

3. Биологические и социальные константы. Принцип саморегуляции организма человека.

4. Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

5. Возрастная периодизация.

6. Календарный и биологический возраст. Критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.

7. Критические и сенситивные периоды развития ребенка.

8. Наследственность и среда, их влияние на развитие ребенка.

Список литературы

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С. 18-29, 54-88.

2. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. С. 5-13.

Тема 2. Возрастные особенности регуляторных систем

Вопросы к теме:

1. Понятие о нейрогуморальной регуляции роста, развития и функций организма.

2. Система желез внутренней секреции, ее развитие в пренатальный и постнатальный периоды. Роль гормонов на различных этапах онтогенеза.

3. Гормональная регуляция полового созревания. Физиолого-гигиенические аспекты полового воспитания.

4. Связь и различия нервного и гуморального механизмов передачи информации в организме.

5. Нервная система человека, ее функции. Общий план строения нервной системы. Понятие о нейроне, нервных волокнах, синапсах, их возрастные изменения.

6. Развитие нервной системы в пренатальный период.

7. Возрастные особенности строения и функционирования спинного мозга в постнатальный период.

8. Возрастные особенности строения и функционирования отделов головного мозга в постнатальный период.

Список литературы

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С.215-237, 331-332, 349, 359, 373-374, 395-397.

2. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. С. 14-36.

Тема 3. Возрастные особенности сенсорных систем

Вопросы к теме:

1. Общая характеристика и значение сенсорных систем (анализаторов). Гетерохронное созревания отделов сенсорных систем.

2. Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения среды на развитие ребенка. Дети с сенсорными недостатками и сенсорно одаренные дети. Взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувств.

3. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. Требования к световой среде. Гигиена органа зрения.

4. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. Гигиена органа слуха.

5. Возрастные особенности соматосенсорной системы. Организация движений.

Список литературы

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С. 246-251.

2. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. С. 67-96.



Источник: studfile.net


Добавить комментарий