Мышцы спокойного вдоха

Мышцы спокойного вдоха

Дыхание. Анатомия дыхательных органов. Мышцы вдоха и выдоха. Диафрагма.

МЫШЦЫ ВДОХА И ВЫДЫХА.

К мышцам — вдыхателям надо отнести все многочисленные группы скилетых мышц, способных поднимать и разводить в стороны рёбра, а также важнейшую мышцу вдоха — диафрагму. Диафрагма, или грудобрюшная преграда представляет собой мышцу сложной формы, напоминающую купол. Уплощаясь при сокращении, она увеличивает объем грудной клетки, способствуя вдоху. При расслаблении диафрагма принимает сферически выпуклую форму, уменьшает грудную клетку, что обеспечивает выдох. При сокращении вместе с брюшными мышцами диафрагма способствует работе брюшного пресса.

Выдох может быть осуществлён как активно — при сокращении мышц выдыхателей, так и пассивно, без затраты мышечных усилий. Например во время сна или спокойного сидения выдох может происходить за счёт опускания грудных стенок в сиу их тяжести, а также, вследствие действия эластической тяги лёгких растянутых во время вдоха. Механизм активного выдоха осуществляется за счёт мышц-выдыхателей, к ним относятся все группы мышц способные своим действием опускать рёбра, а также мощный выдыхатель – мышцы брюшного пресса.

Мышцы вдоха и выдоха работают по принципу мышц – антагонистов. Когда мышцы-вдыхатели грудной клетки сокращаются, мышцы — выдыхатели расслабляются и живот подаётся вперёд. При активном выдохе брюшной пресс сокращается, а диафрагма расслабляется, поднимаясь под действием внутрибрюшного давления вверх.

Типы дыхания в пении

Опора дыхания — координированное взаимодействие дыхательных мышц во время сокращения. Опора дыхания должна быть пластичной, упругой и гибкой. Критерием качества певческой опоры является качество воспроизводимого звука. В вокальном искусстве различают опЕртый и не опЕртый звук.

В жизни люди используют смешанный тип дыхания, при котором участвует и грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении. В пении, где большинство исполнителей, приспосабливаясь к особым задачам певческого голосообразования, ищет наилучшей дыхательной поддержки, традиционно различаются следующие типы дыхания:

Чисто грудной тип (реберный, костальный)и его разновидность — ключичное (клавикулярное, верхнегрудное) Дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия главным образом верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за ее движениями, т.е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом типе вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются.

Грудобрюшной тип — 1 (рёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) Во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки, и диафрагма

Грудобрюшной тип — 2 (нижнерёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) То же, но с преобладанием брюшного дыхания.

Чисто брюшной тип (диафрагматический, абдоминальный) Грудная клетка неподвижна. Вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, и живот при этом выпячивается вперед.

История вокального искусства и современная практика показывают, что хорошее профессиональное звучание возможно при любом из названных типов пения. Ведь задача дыхательных органов во время пения — это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания — натренированность, выработанность певческого выдоха. Выбор типа дыхания должен диктоваться соображениями удобства и качественности звучания, а не предвзятым мнением о необходимости развивать определенный, якобы наиболее выгодный тип дыхания. У опытного певца дыхание расходуется мало и оно может быть подано за счет любого отдела выдыхательных мышц. Однако, одно условие всегда должно выполняться: координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно и в одном направлении: нельзя сегодня петь на брюшном дыхании, а завтра на ключичном.

Есть основания полагать, что нижнерёберно-диафрагматическое дыхание создает оптимальные условия для деятельности диафрагмы: при этом типе дыхания площадь прикрепления диафрагмы увеличивается, вследствие чего её тонус повышается. Большинство певцов поют на этом типе дыхания.

Кроме того, дыхание может варьировать в пределах выработанного типа у каждого певца, в зависимости от характера звучания произведения. Лирический стиль исполнения обычно требует более высокого типа дыхания. Драматические произведения нуждаются в более низком, плотном дыхании.

Часто певец сам не знает, каким типом дыхания он пользуется, и его представление об этом может расходиться с точными наблюдениями за дыханием, зафиксированными при помощи аппаратуры.

Практические выводы

При хорошем голосообразовании не следует разрушать сложную систему рефлексов, которыми оно достигается. Например, если ученик пользуется при пении грудодиафрагматическим дыханием, вряд ли имеет смысл учить его какому-то особому типу вдоха, чтобы улучшить голосообразование. При правильной тренировке в пении при этом типе дыхания может быть достигнута высокая степень профессионализма.

Организация певческого выдоха.

Не столько важен тип вдоха сколько организация выдоха. Здесь выработаны общие правила:

По окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть прежде, чем начать новый вдох. Выдох должен быть активным.



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий