Недирективная педагогика

Недирективная педагогика

Идеи терапевтов этого направления подхвачены и внимательно изучены Карлом Роджерсом (Rogers, 1942), который расширил первоначальные концепции и разработал систему недирективной терапии, впослед­ствии получившей название «терапии, центрированной на клиенте» (Rogers, 1951).

Четвертым крупным направлением в игровой тера­пии стала работа Вирджинии Экслайн (Axline, 1947). Она успешно применяла принципы недирективной тера­пии (например, естественное стремление индивида к росту, способность индивида к управлению собственным развитием) в игровой коррекционной работе с детьми. Недирективная игровая терапия не тратит усилий на то, чтобы управлять ребенком или изменить его, и основы­вается на идее о том, что поведение ребенка всегда направляется стремлением к наиболее полной самореа­лизации. Цели недирективной игровой терапии состоят в самопознании и самоуправлении ребенка. У терапев­та есть хорошо оснащенная игровая комната, и ребенок получает возможность играть так, как ему захочется или просто ничего не делать.

Обобщая свою концепцию игровой терапии, Экслайн (Axline, 1950) пишет: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между ребенком и взрослым, так, что ребенок свободен утвер ждать себя так, как он умеет, в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в собст­венном темпе». Позже этот подход стали называть игровой терапией, центрированной на клиенте; в нашей книге он получил название игровой терапии, центриро­ванной на ребенке.

Игровая терапия в условиях школы

Появление в 60-х годах программ психологической помощи в начальной школе открыло путь для развития пятого направления в игровой терапии. До 60-х годов в литературе по игровой терапии указывалось, что это лечение относится к сфере частного специалиста и применяется, в основном, для лечения детей с аномальным психологическим развитием. Однако с появлением в начальной школе психологов-консультантов, стали появляться работы, описывающие применение методов игро­вой терапии в работе школьного психолога (Alexander, 1964; Landreth, 1972; Landreth, 1969; Muro, 1968; Myrich and Holdin, 1971; Nelson, 1966; Waterland, 1970). Авторы этих работ призывали использовать игровую терапию в школе для того, чтобы удовлетворить многие потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектами психического развития. Так стало развиваться движение к превентивной роли игровой терапии.

Диммик и Хафф (Dimick, Huff, 1970) предположили, что до тех пор пока ребенок не научится легко и умело осуществлять вербальное общение, сумеет полно и эффективно сообщить о своих чувствах другим, для установления контакта между ребенком и психологом желательно использовать игровые материалы. Таким образом, вопрос, по-видимому, не в том, нужно ли школьному психологу, консультанту или социаль­ному работнику применять игровую терапию, а в том, как можно эффективнее использовать игровую терапию в начальной школе.

Начальная школа видит свою основную цель помо­щи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, фи­зическом и социальном развитии, предоставив им со­ответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь де­тям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить на­учиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работа­вшие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия явля­ется дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Ассоциация игровой терапии

Создание Международной Ассоциации Игровой Те­рапии в 1982 г. положило начало шестому крупному на­правлению в развитии исследований в области игровой терапии. Организация АИТ стала плодом размышлений Чарльза Шефера и Кевена О’Коннора, которые мечта­ли о международном обществе, которое посвятило бы свои усилия развитию игровой терапии. По своей ори­ентации Ассоциация Игровой Терапии является органи­зацией междисциплинарной и эклектической. Она опре­деляет игровую терапию как «четко определенный на­бор способов помощи клиенту, использующих игру как органический компонент терапевтического процесса». АИТ ставит перед собой следующие цели:

— объединить и предоставить возможность общения людям, занимающимся или интересующимся терапевтическим использованием детской игры;

— обеспечить подготовку, исследования и разработку материалов, которые позволили бы расширить прак­тику игровой терапии;

— способствовать активному взаимодействию людей, занимающихся игровой терапией.

Ассоциация публикует прекрасный ежеквартальный информационный бюллетень и проводит ежегодную кон­ференцию в каком-либо городе США или Канады. Членство в АИТ увеличилось от 450 в 1988 г. до почти 2000 в 1990 г. Это стремительное увеличение наглядно иллюстрирует, как быстро развивается эта область терапии. Желающие вступить в Ассоциацию могут на­писать по адресу: Association for Play Therapy, Califor­nia School of Professional Psychology, 1350 «M» Street, Fresno, CA 93720.



Источник: studopedia.net


Добавить комментарий