Понятие жестокого обращения

Понятие жестокого обращения

 

Джинни — ребенок родителей–миссионеров, которые всегда прилежно трудились и души не чаяли в детях.

Несколько лет назад, когда семья вернулась домой в отпуск, Джинни собралась с духом и рассказала матери о сексуальном насилии, которое часто творилось в их доме. Их слуга часто ласкал Джинни и время от времени принуждал ее к половому сношению. Он требовал, чтобы она не открывала эту тайну никому; говорил, что, если об этом когда–нибудь узнают, вся вина ляжет на нее и ей несдобровать.

Родители Джинни были потрясены, услышав подобную новость, и в конечном счете подыскали дочери христианского душепопечителя. Душепопечителем стал пожилой христианин с большим опытом и безупречной репутацией. Он оказал Джинни существенную помощь, когда девушка в процессе душепопечения преодолевала последствия сексуального насилия.

Однажды утром вся христианская община была потрясена новостью: этот душепопечитель арестован за «непристойное обращение» с одним молодым больным в психиатрической больнице, где он работал. Семье пришлось искать дочери другого душепопечителя. На этот раз они выбрали уважаемого человека, специалиста по женской психологии; это был человек отзывчивый и чуткий, но малополезный для Джинни с ее травматическими переживаниями и затаенным гневом.

«Я никогда не поверю ни одному мужчине, — сказала недавно Джинни своему душепопечителю. — Мне столько досталось от них; я не буду ни с кем встречаться, и вряд ли мне захочется измениться».

Душепопечитель пессимизма не показывал. Душевные раны Джинни весьма глубоки. Несмотря на любовь и поддержку со стороны родителей и других членов семьи, эгоистические действия двух бессердечных мужчин нанесли серьезный вред Джинни. Пройдет много времени, пока молодая девушка поправится и обретет исцеление.

 

***

 

В последнее время, похоже, отмечается рост насилия и жестокого обращения, особенно в семьях. Конечно, может быть, мы только теперь начинаем понимать, сколь широко распространена эта проблема, но существует она в нашей культуре на протяжении столетий. Средства массовой информации и общественные протесты привлекают наше внимание к детской безнадзорности и жестокому обращению с детьми, сексуальному насилию, психологически неправильному общению с детьми, избиению жен и дурному отношению к старикам. Обозреватели различных средств массовой информации говорят о том, что проблемы насилия и жестокого обращения привлекают все больше внимания общественности, и при этом углубляются[997].

Понятие «жестокое обращение» трудно определить, возможно, потому, что оно является настолько широким, что охватывает все виды физического и психологического дурного обращения с людьми. Жестокое обращение с детьми, согласно формальному определению закона США, включает в себя «телесное повреждение и психический ущерб, противоправное половое сношение с несовершеннолетним или психически неполноценным лицом, совращение и использование в сексуальных интересах малолетнего, небрежное или дурное обращение с ребенком младше восемнадцати лет, совершаемое человеком, ответственным за благополучие ребенка»[998]. При жестоком обращении с супружеской парой чаще всего в роли жертвы выступает жена; это понятие включает умышленное словесное оскорбление и оскорбление действием, угрозы насилия, эмоциональное оскорбление (включая унижение и невнимание) и насильственные сексуальные действия. Жестокое обращение со старшими подразумевает дурное обращение с людьми старшего возраста и включает грубое обхождение, избиение, невнимание, оскорбление словом, отказ в уходе или лечении, использование их финансов в собственных интересах, дурное сексуальное обращение и невнимание к потребностям старого человека. Жестокое сексуальное обращение может сочетаться с любым из вышеуказанных видов жестокого обращения и включает насильственное половое сношение или иное сексуальное поведение, при котором жертва оказывает сопротивление, или ласки гениталий малолетних и других людей, которые по наивности или иным причинам не могут оказать сопротивления[999]. Национальный исследовательский центр в определение жестокого обращения с детьми и безнадзорности включает также использование детей в порнографической индустрии как образец сексуального жестокого обращения. Ко всему этому мы могли бы прибавить изнасилование, преступную жестокость, оскорбление учителями учеников действием, сексуальную эксплуатацию подопечных своими душепопечителями, беспокойство, причиняемое подростками, физическую и психическую эксплуатацию рабочих и служащих их работодателями и многое другое, когда один умышленно причиняет физическую и эмоциональную боль другому с целью нанести вред беспомощной жертве[1000].

Насколько трудно определить жестокость, настолько же трудно оценить сферу ее распространения. Многие жертвы боятся сообщать о жестокости, особенно когда жесткость проявляет член семьи. Дети и старики часто не в состоянии сообщить о жестоком обращении с собой, а некоторые люди даже не знают, что боль, которую они испытывают, является следствием жестокого обращения с ними. Многие жертвы насилия стесняются говорить о своих переживаниях, и некоторые не открываются потому, что боятся ответных действий.

Несмотря на эти препятствия, имеющаяся статистика потрясает. Согласно одному докладу, в течение календарного года в 1,7 млн американских семей супруги угрожали друг другу холодным или огнестрельным оружием[1001]. По данным ФБР, ежегодно насилуют от 50 тыс. до 200 тыс. американцев. Жестокое обращение с супругами в Соединенных Штатах Америки отмечается по приблизительной оценке в 3–6 млн семейств; приблизительно 12–15 млн женщин оказались жертвой инцеста[1002], от 2000 до 4000 смертей в детском возрасте наступает ежегодно вследствие жестокого обращения с детьми или безнадзорности[1003], предполагается, что 1,5 млн детей являются жертвами нерадивости взрослых[1004], а от 100 тыс. до 200 тыс. детей подвергаются сексуальному насилию[1005]. Согласно государственной статистике, около 4 процентов стариков (около 1 млн) являются жертвами безнадзорности, причем специальный комитет Палаты представителей по вопросам старости считает, что в статистику попадает лишь один случай из пяти или шести[1006]. Все эти цифры, конечно, в разных странах могут отличаться[1007], но о какой бы форме жестокого обращения ни сообщалось, чаще всего речь идет о жестокости, проявляемой со стороны того, кто хорошо знаком с жертвой, и зачастую этим человеком оказывается член семьи или друг.

Были времена, когда верующие отмахивались от подобной информации, поскольку считалось, что в христианских домах такое не происходит. Теперь мы не имеем права проявлять подобную наивность. Современные авторы начали свидетельствовать о распространенности жестокого обращения и в христианских кругах[1008]. Жестокое обращение — это проблема, с которой христианские душепопечители, надо полагать, будут сталкиваться все чаще, по мере того как люди, жертвы жестокости, будут становиться откровеннее.

 

Библия и жестокое обращение

 

Можно доказать, что значительная часть Библии свидетельствует о насилии. В библейских исторических отчетах часто упоминаются убийства, войны и кровь мучеников. Нередко насилие происходит вследствие греховных действий непокорных людей, чья жизнь была растленной в очах Божьих[1009]. Жестокость также происходила вследствие войн, которые Бог допускал для возмездия грешников и восстановления законности. Когда в Книге Притчей Соломоновых[1010]говорится о «розге и обличении», то имеется в виду поддержание дисциплины, цель которой состоит в том, чтобы избавить дитя от глупости, удержать от саморазрушительного поведения, поскольку розга и обличение «дают мудрость» и обеспечивают мир и добрые взаимоотношения в семье[1011].

Нигде в Библии жестокое обращение с детьми, супружеской парой и стариками, а также сексуальное насилие, не санкционируются и не одобряются. Наоборот, здесь подчеркивается (особенно в Новом Завете) праведность непротивления злу насилием. Иисус осудил не только убийство, но и гнев по отношению к ближнему[1012]. «Не судите», — читаем мы в Нагорной проповеди, иначе так же судимы будем в отношении собственных пороков и немощи[1013]. В Послании к Колоссянам мужьям вменяется любить своих жен и не быть с ними суровыми[1014]. Отцам указано не раздражать своих детей, «дабы они не унывали»[1015]. Господам вменено оказывать рабам «должное и справедливое»[1016]. Ни слова не сказано о жестком обращении с рабами. Верующим вменяется следующее: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». Более того, сказано: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»[1017]. Между верующими должно быть так: «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение»[1018]. В Первом послании к Тимофею апостола Павла и в Послании Иакова мы читаем о том, как важно обращаться с пожилыми родственниками и другими стариками бережно и заботливо. Жестокого и пренебрежительного обращения среди верующих не должно быть[1019].

Все эти примеры описывают Божественные идеалы. Они ясно свидетельствуют о том, что Бог противится жестокости. Также и Его народ должен противиться, хотя многие не хотят прислушиваться к этим повелениям.

Что говорит Библия о жертвах насилия? Иисус вменяет нам любить врагов наших и молиться за наших гонителей. «Не противься злому, — говорит Он. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Нам сказано прощать людям их прегрешения против нас и не заботиться ни о чем[1020]. На основании данных повелений Иисуса некоторые христианские душепопечители советуют жертвам проявлять покорность, терпеть нескончаемые побои, травлю и другого рода насилие.

Несомненно, однако, что Писание не запрещает нам пользоваться самозащитой и не призывает нас к пассивности, когда наши дети или пожилые родители подвергаются насилию со стороны членов семьи. Комментируя текст Мф. 5:38–43, Уильям Баркли пишет, что «снова и снова жизнь будет наносить нам оскорбления, большие и малые; вот почему Иисус и говорит здесь, что воистину верующий в Него научен не возмущаться никаким оскорблением и ни в каком оскорблении не искать отмщения»[1021]. С Божьей помощью со временем люди могут научиться любить своих гонителей, молиться за своих врагов, прощать своим обидчикам и доверять Богу созидание внутреннего мира среди жизненных затруднений. Однако все это не значит, что жертвы и их душепопечители не должны принимать мер, способных предупредить дальнейшую жестокость, защитить жертвы от насилия и претворять в жизнь идеалы непротивления злу насилием, которым Священное Писание, несомненно, учит.

 

Причины жестокого обращения

 

Отчего один человек оскорбляет другого? Ответ — всему виной падшая человеческая природа; однако этим не объяснишь, отчего одни люди (меньшинство) жестоко обращаются с другими людьми (большинством). Снова и снова мы сталкиваемся с поведением, причины которого не укладываются в рамки простого однозначного объяснения. Насильник может совершать жестокость по причинам, которые в значительной мере отличаются, например, от причин нерадивости и невнимания женщин средних лет к своим пожилым матерям или причин сексуальной эксплуатации отцами малолетних дочерей. Далее, читая о некоторых причинах жестокого обращения с людьми, нельзя упускать из виду, что, бывает, в той или иной ситуации, возникающей по ходу душепопечения, ни одной из этих причин, частью и даже всеми объяснить конкретный случай не представляется возможным. И в самом деле, всякая ситуация, по всей видимости, может иметь свою, неповторимую причину.

До того как мы рассмотрим эти причины, важно отказаться от одного заблуждения, которое жертвы насилия и члены их семей нередко разделяют. Неправильно считать, что жертвы жестокого обращения обычно «напрашиваются» на это, подавая неразличимые намеки и провоцируя на жестокое обращение с собой. Бессердечно и неверно думать, например, что жертвы насилия так или иначе в самом деле хотят быть изнасилованными и что они могли бы избежать сексуального насилия, если бы захотели. Бывает, хотя и очень редко, что жертвы действительно тонко подыгрывают жестокости насильника, но это явление необычное, и его ни в коем случае нельзя считать нормой. Изнасилование — это жестокое нападение на женщину, в котором секс используется как средство[1022]. Для большинства жертв насилие является страшным унижением, нередко сопряженным с угрозой жизни. Жертвы изнасилования, как и все терпящие жестокое обращение, не провоцируют этого и никакого тайного наслаждения при этом не испытывают.

Что заставляет творить насилие? Ниже перечислены некоторые (одни из многих) комплексные причины, которые могут выявиться в ходе душепопечения.

1) Стресс, порожденный окружающей обстановкой. Много лет назад для объяснения жестокости психологи выдвинули гипотезу «фрустрация — агрессия». Согласно этой гипотезе, наиболее общей реакцией на фрустрацию выступает оскорбление кого–то или чего–то словом или действием. Примерами этого могут служить бизнесмен в состоянии стресса, который набрасывается на секретаршу, или расстроенный теннисист, швыряющий ракетку на землю, или человек, пинающий своего пса.

Родителей выводят из себя плач, нытье детей. Причиной насилия могут быть пожилые родственники, которые попадают во все большую зависимость от близких. Когда возникают финансовые или производственные стрессы, легко вымещать зло на членах семьи, особенно если они не могут помочь себе или не имеют силы, чтобы дать отпор. Иногда даже самые тривиальные затруднения могут вызвать жестокое обращение, например, плачущий ребенок, который прерывает интимные отношения родителей, или состояние фрустрации, возникшее вследствие необходимости навести порядок после обеда[1023]. Конечно, стресс насильника ни в коей мере не может оправдывать его поступок, даже в том случае, когда причиной стресса является его жертва. Тем не менее стресс может помочь нам понять, отчего некоторые люди совершают насилие.

Один писатель[1024]полагает, что насилие в результате стресса часто протекает в три стадии. Сначала, когда стресс нарастает, а совладать с конфликтной ситуацией становится все труднее, появляется напряженность. На второй стадии на первый план выступает насилие. Часто насилие носит взрывной и иррациональный характер, и тогда необходимо дать ему физический отпор. Третья стадия — раскаяние, которое следует за агрессией. Агрессор рассыпается в извинениях, выражает огромное чувство сожаления, раскаяния, обещает никогда не допускать подобного, а иногда осыпает жертву подарками. В результате у жертвы появляется надежда на то, что насилие никогда не повторится. Жертва решает не порывать отношений, но стоит только стрессу достичь определенной степени, как данный цикл повторяется вновь.

2) Привитая жестокость. Дети, с которыми обращались жестоко, и дети, наблюдавшие насилие родителей, в последующей жизни сами нередко становятся жестокими[1025]. Согласно научному анализу жестокого обращения со стариками, только один из четырехсот детей, которых воспитывали в условиях без проявлений насилия, жестоко обращался со своими родителями в дальнейшей жизни; между тем каждый второй из детей, которых воспитывали в условиях жестоких взаимоотношений в семье, сам впоследствии жестоко обращался со своими родителями[1026]. В другом сообщении говорится, что беспризорные дети не способны заботиться о других; становясь взрослыми, они не заботятся даже о собственных детях[1027].

Еще в одном исследовании поддерживается вывод об усвоенных в процессе жизни навыках жестокого обращения с окружающими. Дети, воспитанные в семьях, где ведутся кулачные бои и происходят, как правило, иные столкновения с применением физической силы, приучаются к жестокому обращению с окружающими. В аналогичном исследовании психологии ветеранов войны и агентов безопасности в странах с тоталитарным режимом показано, что обычных людей могут научить причинять боль, и пытать других, и не испытывать при этом чувства вины[1028]. Жестокость как поведенческий навык (и преступное поведение), несомненно, передают подрастающему поколению[1029].

3) Неуверенность в себе и уязвимость. Согласно научным данным, нередко те, кто способен на насилие, оказываются неуверенными в себе, импульсивными людьми, которые испытывают страх перед другими; у них обычно бывает низкая самооценка. Иногда мужчины, избивающие жен, бывают по характеру ревнивыми собственниками или запуганными своими женами, и в результате такие мужья пытаются справиться с чувством неполноценности посредством грубости. Люди, жестоко обращающиеся со своими детьми, чувствуют свою неполноценность в роли родителей, отчего пытаются управлять детьми с помощью насилия. У некоторых родителей снижен порог восприятия нормальной в детском возрасте гиперактивности; такие родители насилием пытаются установить власть над ребенком[1030]. Исследования осужденных насильников показывают, что нередко это злые, сердитые люди, которые «срывают» затаенный гнев, чувство сексуальной неполноценности, нападая на женщин и употребляя секс в качестве орудия[1031]. В отличие от этого, инцест (кровосмешение) совершается с меньшей жестокостью, однако он чаще встречается среди мужчин, которые ищут у своих дочерей нежности и понимания. Некоторые отцы (инцест матери и сына — чрезвычайно редкое явление) получают половое удовлетворение где–нибудь еще, но им не хватает эмоциональной близости, которую они и находят в половых отношениях с дочерью. Другие занимаются сексуальной эксплуатацией детей, которые бывают доступны по наивности или потому, что не в силах оказать сопротивление[1032].

У жестокого обращения могут быть и другие причины. Иногда между насильником и его жертвой ведется нескончаемая война. Согласно последним исследованиям, эротическое кино, порнографическая пресса и телевизионные программы могут обусловить жестокость, и действительно обусловливают, особенно в отношении женщин[1033]. Выделяется еще одна причина жестокого обращения — семейные обстоятельства.

Недавно от голода умерла одна 68–летняя дама. Общество возмутилось, а газетный репортер писал о беспомощности ее сына. Мать его, слепая и несговорчивая, бывала неудержимой, когда у нее путалось сознание. Она отказывалась есть и временами доставала пищу изо рта и прятала в карманы. Сын работал, никто не помогал ему в уходе за матерью; и он ничего не знал о возможности социальной помощи. Он жестоко обращался с ней потому, что просто не знал как совладать с этой ситуацией[1034].

Все это говорит о сложностях и трудностях, которые возникают при попытке определить причины жестокости. Но, быть может, не столь важно выяснить, отчего происходит насилие, важнее — как помочь справиться с последствиями этого насилия.

 



Источник: cyberpedia.su


Добавить комментарий