Производство медицинских услуг

Производство медицинских услуг

В чем особенность товара на главном рынке здравоохранения – рынке медицинских услуг? Охарактеризуем медицинскую услугу с позиций общей экономической теории – по потребительной стоимости и по стоимости.

Потребительная стоимость, как способность удовлетворять потребность в здоровье – с одной стороны неосязаема, с другой – в сильнейшей степени зависит от исполнителя и потребителя одновременно. В системе общественного разделения труда только высокотворческие виды деятельности столь индивидуализируют и определяют потребительский результат.

Стоимость услуги как способность выражать в обмене определенные пропорции труда – с одной стороны, не может сохраняться и значит, фиксироваться, измеряться так же, как стоимость материальных продуктов. С другой – она чрезвычайно высока, поскольку сопоставима с ценностью жизни.

В экономике здравоохранения есть понятие – Статистическая Стоимость Жизни, которая определяется следующим образом:

Валовой Внутренний Продукт / Количество населения

В России это – 1445 дол.

В США – 4800 дол.

В Европе – 3100 дол.

Для анализа рынка медицинской услуги существенно важна отраслевая специфика происхождения товара медицинская услуга. В этом отношении можно отметить следующее:

во-первых, в отрасли производство и потребление услуги происходят слитно, нераздельно в пространстве и во времени (в отличие от материального производства);

во-вторых, результат медицинского труда выступает в основном неосязаемым и каждый раз – почти абсолютно новым для пациента (и врача), что соответствует поговорке «Дважды в одну реку войти нельзя». Это серьезно искажает саму возможность сопоставимости результатов, как это имеет место в материальном производстве в качестве условия измерения в обмене;

в-третьих, объект отношений в здравоохранении – здоровье1 – на уровне потребности – комплексное, а на уровне результата – многофакторное явление По данным ВОЗ здоровье зависит от четырех основных групп факторов. Это:

  1. медицина (≈ 10-15% );

  2. наследственность (≈ 20-25%);

  3. окружающая среда (≈ 20%);

  4. образ жизни (≈ 50-55%).

Есть и более детальные классификации, по которым, например, на такой фактор, как финансовая составляющая (по данным НПО «Медсоцэкономинформ»), в нашей практике приходится всего 8%. Не так много как принято приписывать менталитету российского пациента.

Значимость классификации факторов здоровья при рассмотрении рынка в том, что медицина не является единственным фактором, выступает наряду с другими факторами, определяющими здоровье. Как же на рынке выделить и оценить медицинский вклад в этот феномен?

Все указанные отраслевые особенности обусловливают специфику рынка медицинских услуг в сравнении с другими рынками экономики.

Проанализируем с помощью графиков особенности спроса, предложения и цены на рынке медицинских услуг.

12.2.2 Спрос, предложение и формирование равновесной цены на рынке медицинских услуг

Цена

Ограниченно доступные медицинские услуги

Среднедоступные

медицинские услуги

Общедоступные медицинские услуги

неэластичный спрос

среднеэластичный спрос

Товар (услуги)

слабоэластичный спрос

Рис. 12.3 Кривая спроса медицинских услуг

Кривая спроса медицинских услуг показывает типичную обратную зависимость спроса от цены: высокий уровень цен ограничивает спрос, понижение уровня цен расширяет спрос.

Факторами, смещающими кривую спроса, могут выступать такие же обстоятельства, как и на других потребительских рынках:

  1. изменение уровня доходов;

  2. изменение структуры населения;

  3. изменение численности населения;

  4. изменение информированности пациентов, обеспечивающее ему выбор альтернативы, его новых подходов к потребности в здоровье.

По последнему пункту – специфически отраслевого свойства – сегодня даже у медиков сам факт возможности выбора по рекомендации врача наводит тень на вариант выбора как провоцирование. И зря. Альтернативность – это атрибут рыночной свободы и он говорит только о необходимости грамотной маркетинговой политики лечебного учреждения, о необходимости совмещать профессиональную и экономическую грамотность врача.

В целом, спрос на медицинскую услугу отличается, самым большим разрывом между потребительским и платежеспособным спросом. Первый в основном всегда выше, второй – в основном всегда ниже предложения, с низкой эластичностью.

Отмеченный феномен объясняется тем, что ожидания людей устойчиво выше возможностей медицины. Показательно, что состояние здравоохранения относится к общепланетарным проблемам современности. Пока профилактическая медицина не будет отнесена к числу первоочередных задач не только для здравоохранения, но и населения, медицина лечебная обречена действовать постфактум, только с последствиями, а не на уровне причин нарушения здоровья. Отсюда возникает неизбежность разрыва между потребительским спросом и платежеспособным, результат «неожиданных» последствий. В свою очередь, здоровье выступает условием роста личности, а ее цели, как правило, дальше ее возможностей.

С другой стороны, в медицине воплощен сложный труд всего общества и его компенсация не по силам отдельному индивиду, когда он выступает в роли покупателя медицинской услуги.

Следующим важнейшим структурным элементом рынка здравоохранения, подлежащим анализу, выступает предложение медицинских услуг, график которого приведен на рис. 12.4

Q Товар (услуги)

Цена

Рис. 12.4 Кривая предложения медицинских услуг

Кривая предложения медицинских услуг также иллюстрирует типичную зависимость между ценой и предложением, то есть предложение меняется в том же направлении, что и цена.

Кроме цены, на предложение, смещая его линию на графике, могут оказывать действие следующие факторы:

  1. изменение издержек производства медицинских услуг

  2. изменение численности врачей, неадекватное изменениям факторов здоровья.

Период подготовки специалиста совпадает с периодом «старения» знаний и составляет примерно 5 лет. Здесь это совпадение сглаживает рыночную чувствительность предложения, делает его слабо эластичным.

В силу многофакторности здоровья, совпадения процесса производства и процесса потребления медицинских услуг, их неосязаемости, предложение неоднозначно и сложно соотносится со спросом, неоднозначно и сложно фиксируется.

В целом, все рыночные характеристики в здравоохранении отражают влияние естественного фактора, что роднит рынок медицинской услуги с рынком земли. Особенно заметно это проявляется при формировании цены.

Посмотрим графически на кривую спроса и предложения и формирование равновесной цены на рынке медицинской услуги (рис. 12.5)

Цена

Ц2

Ц0

Ц1

Е

Рис. 12.5. Спрос и предложение на рынке медицинских услуг

Как видно из графика (рис. 12.5) кривые спроса и предложения медицинских услуг, подчиняются общерыночным закономерностям. Обратная зависимость от цены обнаруживается у кривой спроса и прямая – у кривой предложения.

Точка Е показывает равновесную цену.

Избыток предложения (или дефицит спроса) формируется при высоком уровне цен. Избыток спроса (или дефицит предложения) возникает при низком уровне цен.

Посмотрим обратную линию зависимости – изменения цены:

  1. под воздействием спроса (рис. 12.6);

  2. под воздействием предложения (рис. 12.7).

Товар (услуги)

Цена

Ц3

Ц2

Ц1

Рис. 12.6 Изменение равновесной цены под воздействием спроса

Ц1, Ц2, Ц3 – равновесные цены; при растущем спросе цена равновесная увеличивается от Ц1 до Ц3, то есть равновесие устанавливается на более высоком ценовом уровне;

Цена

Товар (услуга)

Рис. 12.7 Изменение равновесной цены под воздействием предложения

Ц1, Ц2, Ц3 – равновесные цены; при растущем предложении цена равновесия уменьшается от Ц1 до Ц3, то есть равновесие устанавливается на более низком ценовом уровне.

Ценообразование на рынке медицинских услуг в соответствии с их спецификой должно быть основано на таком механизме, который:

а) учитывал бы как принципы экономической эффективности, так и социальной справедливости. Роль государства как перераспределительного центра очевидна и степень его участия соответствует степени обобществления по формам собственности в каждом секторе системы здравоохранения;

б) в основе цены лежат ОНЗТ, центром, базой которых на медицинские услуги должны выступать лучшие условия, ведущие к лучшему результату (в отличие от сельского хозяйства с худшими условиями в качестве ценообразующих, регулирующих и промышленности с массовыми, типичными, то есть средними условиями).

Почему в здравоохранении, на рынке медицинских услуг лучшие условия (равно – лучший результат) должны быть базовыми для цены?

Во-первых, медицинская услуга воспроизводит, восстанавливает уникальный ресурс экономики – человеческий фактор, его здоровье. Принцип медицины – лечить не болезнь, а больного. Со стороны спроса это приобретает характер «штучной», эксклюзивной потребности.

Во-вторых, со стороны предложения медицинская услуга как вид труда так же уникальна, поскольку опирается на столь же уникальный ресурс – индивидуальность врача. Практика рекомендует: «Лечиться лучше у одного врача».

В-третьих, ни врач, ни пациент не учитывают худшие условия как отправные, в противном случае медицинская услуга теряет смысл, а отношение «врач – пациент» не состоится. Только признание лучших условий за ОНЗТ способно материально обеспечивать лучший результат, покрывая его затраты.

В проблеме ценообразования на медицинские услуги теоретический интерес представляет практика использования в экономике здравоохранения с 60-х – 80-х гг. ХХ столетия категорий «стандарты» и «клинико-статистические группы».

20.10.1997 были утверждены «Основные положения стандартизации в сфере здравоохранения РФ», произведен их анализ и экономическая оценка. Категория стандартов в нашей стране стала использоваться, когда освоение нового хозяйственного механизма в медицине потребовало экономической оценки затрат. В 1988 г. Минздрав СССР принял «Временные методические рекомендации по расчету стоимости медицинских услуг в учреждениях здравоохранения». Аналогом этой категории в западной теории и практике управления здравоохранения является категория клинико-статистических групп (КСГ), впервые внедренная в США в конце 60-х годов. Там было разработано 477 КГС по принципу сложности лечения различных заболеваний и величины затрат на одного пролеченного больного в стоимостном выражении1.

Стандарты, как и КГС, отражают специфику стоимостных затрат ресурсов по разным категориям болезней от диагностики, лечения, процедур, реабилитации и т.д. до оптимального конечного результата. Они обеспечивают выбор многокритериальной оценки (хорошее, удовлетворительное и т.п. состояние) и ориентируют на такие подходы и варианты, которые предполагают лучшие результата каждого этапа программы. Это может быть полное выздоровление больного, улучшение его клинического состояния, уменьшение степени декомпенсации, переход заболевания из более тяжелой в более мягкую стадию и др. Использование организационных, технологических и результативных стандартов снижает или исключает долю ошибок в оказании медицинской помощи.

Таким образом, определение лучших условий, ведущих к лучшему результату как регулирующих на рынке медицинских услуг может объяснить специфику окупаемости затрат в здравоохранении, то есть объяснить, почему общество недоплачивает сегодня здравоохранению и может, иначе, обеспечить экономически отбраковывание ненадежных способов лечения. Низкие цены могут воспроизводить только низкие затраты и соответственно, низкий результат (здесь речь не идет об источниках финансирования). Стандарты, выделяющие лучшие результаты в качестве ориентиров как раз отвечают рыночной особенности медицинских услуг и могут служить основой ценообразования для регулирования этого процесса в организации здравоохранения на современном этапе.

В заключение характеристики рынка медицинских услуг необходимо упомянуть еще об одной особенной стороне рынка – конкурентной.

К конкурентным преимуществам на рынке медицинских услуг можно отнести следующее:

  1. исключительность, уникальность, которые не могут предоставить другие;

  2. приемлемую для клиентов цену предложения, не превышающую другие цены;

  3. более высокое качество;

  4. более широкий ассортимент (скажем, в формации важны комплиментарность (дополняемость) и субституты (взаимозаменяемость);

  5. возможность замены, повтор услуги (как, например, в стоматологии);

  6. удобства для клиента: в местоположении, режиме, культуре обслуживания;

  7. сопровождение продажи консультацией (как, например в аптеке);

  8. скидки определенным категориям потребителей.

Для оценки перспективности товара на медицинском рынке в здравоохранении предлагается использовать две методики.

  1. расчет по принципу «рост – доля рынка». Методика разработана специалистами по консалтингу Бостона (рис. 12.8).

  2. расчет по принципу «привлекательность – конкурентоспособность» является более сложной процедурой, которая осуществляется по ряду факторов. Данная методика предложена компанией «General Electric».

Объем продаж

Доля рынка

большая

малая

Растущий, высокий

«Звезды»

«Трудные дети»

Стабильный, невысокий

«Дойные коровы»

«Гончие собаки»

Рис. 12.8 Методики оценки перспективности товара



Источник: studfile.net


Добавить комментарий