Пути построения эффективного диалога на уроке

Пути построения эффективного диалога на уроке

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Проблемный диалог как средство развития познавательных УУД младших школьников на уроках литературного чтения

Дипломный проект

Составитель: Хакимова Ф. Т.,

слушатель курса переподготовки

«Преподавание в начальных классах»

Преподаватель: Судакова С. А.,

преподаватель филологических дисциплин

г. Красноуфимск

2016

Оглавление

Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит становление новой системы образования. Приоритетной целью обучения в школе рассматривается формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также способностей к развитию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В современной концепции образования обосновывается необходимость формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе в процессе изучения литературы в школе. Накопленный в методике преподавания литературы обширный и содержательный материал о разностороннем воспитании и гармоничном развитии личности в процессе школьного литературного образования может быть использован при разработке современных программ и методик развития универсальных учебных действий.

Под универсальными учебными действиями (УУД) в проекте Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «надпредметные» и «метапредметные» умения, «общеучебные умения», «универсальные умения», «общие способы деятельности».

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для подготовки обучающихся к решению жизненных задач.

Одним из видов универсальных учебных действий (УУД) выступают познавательные УУД, представляющие собой систему способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Одной их технологий, подходящей для стимуляции развития познавательных УУД у младших школьников выступает технология проблемного диалога. Научными исследованиями (А.И. Савенков, С.Л. Вигман, М.И. Шахмутов и A.M. Матюшкин) и образовательной практикой доказано, что знания, умения, навыки, добытые в ходе творческого поиска, подчиненного личностно-значимой цели, усваиваются прочнее, чем преподанные объяснительно-иллюстративными методами. Однако, использование технологии проблемного диалога пока распространено в образовательной практике недостаточно. Таким образом, имеет место противоречие между потребностью в развитии познавательных УУД у младших школьников через технологию проблемного диалога.

Проблема – Как использовать проблемный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе с целью развития познавательных УУД?

Объект исследования – процесс развития познавательных УУД у младших школьников.

Предмет исследования – проблемный диалог на уроках литературного чтения как средство развития познавательных УУД у младших школьников.

Цель исследования – изучив теоретико-методические материалы, разработать технологические карты уроков литературного чтения, направленные на развитие познавательных УУД младших школьников, на основе проблемного диалога.

Задачи исследования:

  1. Изучить информационные источники по проблеме исследования.

  2. Рассмотреть структуру и содержание познавательных УУД младших школьников.

  3. Выявить возможности использования проблемного диалога на уроках литературного чтения в начальной школе.

  4. Создать технологические карты уроков литературного чтения, направленные на развитие познавательных УУД младших школьников с помощью проблемного диалога и дать методические рекомендации.

В ходе работы над проектом мы использовали идеи, выраженные в трудах А.Г. Асмолова, В.В. Горшковой, Г.А. Данюшевской, Е.Л. Мельниковой, Л.П. Короленко, Г.И. Лернер, Е.Л. Мельниковой, В.В. Меркуловой, А.В. Миронова и др.

Работа состоит из двух частей: теоретической (Теоретические аспекты развития познавательных УУД младших школьников на уроках литературного чтения) и практической, в которой представлены технологические карты, направленные на развитие познавательных УУД младших школьников с помощью проблемного диалога.

1.1 ФГОС НОО: требования к результату образования

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [26] второго поколения методологически основан на следующих положениях:

— ФГОС второго поколения выступает стратегическим ресурсом, обеспечивающим устойчивое развитие многонационального народа России;

— ФГОС второго поколения обеспечивает сохранение образовательного пространства на территории Российской Федерации, учитывая многообразие образовательных систем;

— ФГОС второго поколения основан на системно-деятельностном подходе, предполагающем комплексное воспитание и развитие личности;

— ФГОС второго поколения сохраняет преемственность всех ступеней образования;

— ФГОС второго поколения обеспечивает возможность объективной оценки уровня образования учащихся начальной школы [25].

ФГОС второго поколения предъявляется к системе начального общего образования три основных группы требований:

— требования, регламентирующие структуру основной образовательной программы;

— требования, регламентирующие результаты освоения основной образовательной программы;

— требования, регламентирующие условия реализации основной образовательной программы [25].

Фундаментальным ядром содержания общего образования России выступает соблюдение базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий [11, c. 107-113].

Основной целью начального образования выступает овладение основами коммуникативной, интеллектуальной, социальной деятельности, а также овладение учебной деятельностью – т.е. умением учиться. Все это должно обеспечить готовность школьника к систематическому обучению за счет решения следующих учебных задач:

— овладеть базовыми навыками чтения, письма, устной и письменной коммуникации, библиографическими умениями;

— освоить базовые навыки моделирования, счета, простейших логических умозаключений;

— осуществить начальное изучение мира живой и неживой природы, мира людей, развитие исследовательских навыков;

— освоить простейшие художественные умения, способствовать формированию начальных эстетических представлений, раннему знакомству детей с народной культурой;

— сформировать безопасный и здоровый образ жизни, обеспечить воспитание культуры здоровья;

— сформировать начальные этические представления, нормы поведения и социального общения в различных коллективах;

— развить личностные качества, такие как познавательный интерес, учебная мотивация, настойчивость, внимание и память [4, c. 35-40].

Результат освоения основной образовательной программы начального общего образования – это формирование не только предметной, но и личностной метапредметной готовности.

Стандарт второго поколения определяет совокупность требований к ресурсному обеспечению процесса образования, среди которых требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому, информационному, учебно-методическому обеспечению.

Таким образом, ФГОС второго поколения способствует серьёзной перестройке профессиональной деятельности каждого учителя начальных классов России, повышению его психологической подготовки, уровня его профессиональных умений в области управления моделирующей и проектной деятельностью детей, руководства исследовательской деятельностью школьников, овладению технологией накопительной оценки образовательных достижений учащихся в виде «портфолио», совершенствованию владения педагогической диагностикой.

1.2 Познавательные УУД: структура, содержание

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» [10, c. 2-4]. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Термин «универсальные учебные действия» (УУД):

— в своем широком значении обозначает человеческую способность к самосовершенствованию и саморазвитию через сознательное и активное присвоение новейшего социального опыта;

— в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [26].

В системе базовых видов универсальных учебных действий, определяемой ведущими целями общего образования, выделяют пять блоков:

— личностный;

— регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

— познавательный;

— знаково-символический;

— коммуникативный [26].

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

— самостоятельное формулирование и выделение цели познания;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— выбор самых результативных способов разрешения проблемных задач, зависящих от конкретной ситуации;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение в качестве понимания цели чтения, а также процесс выбора вида чтения согласно его цели; извлечение нужных сведений из услышанных текстов разных жанров; дифференциация базовой и второстепенной информации; беглая ориентация и легкое восприятие текстов различных стилей (научного, художественного, официально-делового и публицистического); осознание и корректная оценка языка средств массовой информации;

— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

— формулировка и постановка проблемы, самостоятельная выработка алгоритмов деятельности во время поиска решения проблем поискового и творческого характера;

— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) [13, c. 23-27].

Логические действия обладают самым общим (всеобщим) характером и ориентированы на нахождение связей и отношений во всех областях знания.

Под логическим мышлением в границах обучения в школе, как правило, понимается умение и способность учеников производить элементарные логические действия (синтез, анализ, обобщение, сравнение и пр.), и составные логические операции (построение отрицаний, утверждение и опровержение в качестве построения рассуждения с обращением к разным логическим схемам – дедуктивной либо индуктивной).

Таким образом, универсальные учебные действия развиваются как результат взаимодействия всего комплекса учебных предметов и их циклов, в каждом из них доминируют установленные виды деятельности, а поэтому и определенные универсальные учебные действия.

1.3 Проблемный диалог на уроках литературного чтения

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога [7, c. 40-42].

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику выработать по-настоящему творческий подход к работе. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, на проблемно диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

На традиционном уроке постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса [3, c. 68-76].

В отечественной педагогике принципы проблемности и диалогичности разрабатывались разными научными направлениями. Теоретики проблемного обучения утверждали принцип проблемности, но при этом не настаивали на необходимости диалога. По их мнению, проблемы на уроке вполне может ставить и решать сам учитель. Исследователи учебного диалога, наоборот, утверждали принцип диалогичности, игнорируя (и даже отвергая!) проблемность.

Как следствие, диалог часто вообще выносился за рамки урока изучения нового материала. В понятии «проблемный диалог» оба принципа синтезируются, тем самым реализуя на практике теоретическую идею А.М. Матюшкина о творческой диалогической учебной деятельности. Это во-первых.

Во-вторых, синтез принципов проблемности и диалогичности позволяет по-новому взглянуть на такую, казалось бы, досконально изученную категорию дидактики, как методы обучения. В отличие от других исследователей, мы относим слово «метод» только к этапу введения знаний, а вовсе не к любому этапу урока, и уж тем более не к уроку целиком. Кроме того, классификация методов обучения (см. таблицу 1) дается сразу по нескольким основаниям (проблемность, диалогичность, вид диалога), в то время как другие классификации построены на единственном основании [17, c. 14-21].

Таблица 1

Классификация методов обучения

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные методы

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

Получается, что «проблемный диалог» есть не что иное, как новое научное понятие.

Проблемный диалог – это двадцать лет исследований, сотни открытых уроков, конспектов, тысячи лекций по всей стране, консультации педагогов. Именно так – в контакте с учительством – находились нестандартные решения, наращивались крупные блоки технологии и оттачивались мелкие ее детали. Этот процесс не прекращается до сих пор.

2.1 Пояснительная записка

Для подтверждения актуальности темы проекта, мы провели небольшое диагностическое исследование, нацеленное на выявление уровня правильности и осознанности чтения у учащихся 2-го класса МКОУ СОШ № 4 (15 учащихся).

Для того чтобы определить познавательную активность детей было проведено наблюдение.

Цель наблюдения – выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и активности, выяснить степень эмоционального отношения к учебе.

Показатели:

— активность (количество заданных вопросов, высказываний, имеющих познавательный характер);

— самостоятельность в выполнении заданий;

— отвлекаемость (количество действий, не связанных с учебой).

По итогам наблюдения учащимся выставлялись оценки по следующему принципу:

— если ученик задает вопросы, направленные на знание как фактического, так и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, он редко отвлекается, выполняет задания самостоятельно – 10 баллов (высокий уровень активности);

— если ученик задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, при выполнении самостоятельной работы нуждается в помощи – 5 баллов (средний уровень активности);

— если ученик большую часть урока отвлекается, показывает низкий уровень активности, вопросы не имеют познавательного характера, не умеет выполнять задания самостоятельно – 0 баллов (низкий уровень активности).

Результаты наблюдения за познавательной активностью второклассников представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты наблюдения за познавательной активностью второклассников на уроке литературного чтения

п./п.

Познавательная активность на констатирующем этапе исследования

(баллы / уровень)

1

0

2

5

3

0

4

5

5

5

6

0

7

0

8

5

9

5

10

0

11

0

12

10

13

5

14

10

15

0

Как видно из таблицы 2, познавательная активность второклассников на уроках литературного чтения явно развита недостаточно, поэтому мы предложим комплект технологических карт уроков литературного чтения, направленных на развитие познавательных УУД младших школьников с помощью проблемного диалога.

2.2 Комплект технологических карт уроков литературного чтения, направленных на развитие познавательных УУД младших школьников с помощью проблемного диалога

Цель: разработать технологические карты уроков литературного чтения, направленные на развитие познавательных УУД младших школьников посредством проблемного диалога.

Далее представим разработанные технологические карты (для разработки использованы произведения из программы по образовательной системе «Школа России» для литературного и внеклассного чтения, 2 класс, автор Л.Ф. Климанова).

Технологическая карта №1

Тема урока – С. Есенин «Береза»

Цель

Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемной ситуации и практической деятельности.

Задачи

Образовательные: познакомить со стихотворением Сергея Есенина «Берёза», формировать умение анализировать поэтический текст, использовать прием проблемного диалога

Развивающие: развивать образное мышление учащихся, речь; совершенствовать навыки выразительного чтения; Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетически воздействовать на детей через слово, живопись и музыку.

Формируемые УУД

Познавательные УУД: формирование умения выделять существенную информацию из текста, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением художественных приемов.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, понимать на слух ответы обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу; умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение адекватно воспринимать оценку учителя.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Самоопределение к деятельности

— Сегодня на уроке мы будем работать по группам.

1 группа «Знатоки»

2 группа «Поисковики»

3 группа «Актеры»

4 группа «Художники».

Каждая группа заранее получила задание. И сегодня мы посмотрим, как они справились.

Взаимодействие в группах.

Распределять роли.

2.Проверка д/з

Учитель анализирует выступление. Оценивается выразительность чтения, автор, название произведения.

Ученики из группы «Актеры» читают наизусть стихотворение С.Есенина «Поет зима, аукает…»

Анализировать степень выразительности чтения

Весь класс во фронтальном режиме слушает стихотворение

Принимать на слух стихотворение

Группа экспертов оценивает выразительность чтения

Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль.

2.Актуализация необходимых знаний.

Чтение загадки о березе.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (береза)

— Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? Конечно, березе – дереву, которое особенно дорого сердцу каждого русского человека. Оно  настолько привычно, что мы порой мы и не замечаем его. Выгляни в окно— ты увидишь березу: белоствольную, такую знакомую.

Своей популярностью береза обязана поэту С.Есенину, который воспевал её в своих стихотворениях. Береза для него – символ родины, образ русской деревни, воспоминания детства.

Но прежде чем мы познакомимся со стихотворением, которое так и называется «Береза», я предоставлю слово нашим исследователям, поисковикам, которые выполняли творческое задание на тему «Почему березу называют символом России?». Им слово.

Отгадывают загадку. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики из группы «Поисковики» выступают по теме «Почему березу называют символом России?»

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

3.Работа по теме урока.

Знакомство со стихотворением С.Есенина «Береза»

— А сейчас послушаем, как С.Есенин при помощи слов сумел передать красоту березы зимой. Но послушаем в необычном исполнении.

(Звучит фонограмма)

-Понравилось стихотворение? Чем понравилось?

Слушают чтение стихотворения артистом. Работа осуществляется с целью отработки приемов выразительного чтения и понимания обучающимися содержания текста.

Анализировать степень выразительности, содержание поэтического произведения

Весь класс во фронтальном режиме слушает стихотворение

Принимать на слух стихотворение

Оценивают выразительность по ранее разработанному алгоритму.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Словарная работа.

— Если вы не знаете лексическое значение какого-либо слова, то поднимаем красные карандаши. А наши знатоки приготовили дома небольшие толковые словарики. Они и будут объяснять значения непонятных слов.

Ученики стихотворение С.Есенина «Береза» по «цепочке».

Группа «Знатоки» в заранее составленных минисловарях объясняют заначения непонятных слов.

Доказывать, аргументировать свою точку зрения

Все остальные обучающиеся выслушивают членов группы «Знатоки»

Класс: понимать на слух.

Члены группы «Знатоки»: осознанно строить речевые высказывания, понятные для партнеров.

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа по содержанию.

— Где находится береза?

— Объясните значение слова «принакрылась»? Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность.

— С чем поэт сравнивает снег? Почему? Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

— Какое время суток рисует поэт? Какие слова говорят об этом? Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят.

— С чем сравнивает поэт ветки березы?

-Какие краски использует автор, чтобы описать берёзу?

-Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

-Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? (Олицетворение)

                 

Докажите это строчками из стихотворения.

«И стоит береза», «принакрылась» придавая дереву живой облик: перед нами словно  живая русская девушка.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

-Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, медленный, неторопливый?

(Несколько детей читают все стихотворение)

Участвуют в беседе по сюжету стихотворения.

Обучающиеся читают стихотворение с целью выделения художественных приемов, правильного типа читательской деятельности.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением художественных приемов.

Во фронтальном режиме.

Читают поэтическое произведение вслух.

Принимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Строить монологическое высказывание.

В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют контроль и самоконтроль понимания текста стихотворения.

Самоконтроль выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Вносить необходимые коррективы.

Сейчас вопросы опять знатокам.

А какие еще стихотворения С.Есенина вошли в круг детского чтения. Кто прочитает их наизусть? — С.Есенин показал красоту березы при помощи слов. А как ещё можно показать ее красоту? (при помощи музыки и красок)

— Известные художники изображали берёзу в разные времена года.

Исаак Ильич Левитан «Березовая роща». Берёзки являются в картине Левитана самыми весёлыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу.

Архип Иванович Куинджи «Березовая роща». На картине изображен яркий летний солнечный день. Березы стояли группками. На переднем плане – три березы, три сестры.

Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» .Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникли лучи солнца, — она вся сверкала рубинами и алмазами.

Группа «Художники» открыла свою галерею. Попробовали показать красоту березы зимой. По-моему у них неплохо получилось.

А сколько песен о березе сложено, недаром ее называют песенным деревом! В русских песнях образ берёзы – символ счастливой доли, весны и родины.

(Звучит песня в исполнении Ятаевой Н. и Евграфова И.)

Работа осуществляется с целью отработки приемов выразительного чтения и понимания обучающимися содержания текста.

Анализировать степень выразительности, содержание поэтического произведения

Весь класс во фронтальном режиме слушает стихотворение

Принимать на слух стихотворение

Оценивают выразительность по ранее разработанному алгоритму.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

4.Рефлексия.

Рефлексия.

У нас в классе тоже есть береза. Но она не такая красивая, как в стихотворении С.Есенина. Мы сейчас ее украсим.

— Если вы довольны своей работой, справились со всеми заданиями – прикрепите на березу серебристые снежинки.

— Если вы не очень довольны своей работой, некоторые задания вызывали затруднения –голубые.

— Если вы ничего не поняли на уроке, не работали – белые.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме.

Высказывают свое мнение.

Строить высказывания, понятные для партнеров

Оценивают свою работу.

Анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

5.Домашнее задание

На следующем уроке мы проведем конкурс на лучшее чтение наизусть стихотворения «Береза».

Технологическая карта №2

Тема урока – Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

Цель

анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Задачи

формирование у детей навыков осознанного чтения посредством приема проблемного диалога;

формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,

расширение лексических знаний о слове;

расширить знания об окружающем мире;

воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников, композиторов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Организационный момент

.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

Здороваются с гостями.

Хоровое чтение про себя, медленно, чтение шепотом, чтение с вопросительной интонацией.

Журчание ручейков, пение птиц.

Предполагают.

Отвечают.

Слушают произведение, рисуют

воображаемые картины.

Художник передаёт настроение при помощи кисти и красок.

Подготовленные дети знакомят с биографией поэта.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Дети пользуются «Словарём настроений»

Работа в парах по карточкам

Дети анализируют стихотворение при

помощи наводящих вопросов учителя. Работают над выразительностью.

Рассказ ученицы о празднике «Жаворонки».

Самостоятельная работа по вариантам.

Работа в группах, разгадывание кроссворда

Весна

Жаворонки

Зима

Олицетворение

Тютчев

Выказывают своё мнение продолжая предложения.

Запись домашнего задания в дневниках.

Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

2.Речевая разминка. В классе звучит пение птиц.

3. Установка

на художественное восприятие текста.

1)Прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковского «Апрель».

2)Демонстрация репродукций

Левитана, Саврасова.

3) Знакомство с биографией Ф.И.Тютчева.

4.Постановка темы и цели урока.

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Словарная работа.

2) Анализ текста.                                                                                                             

Работа со стихотворением.

6.Самостоятельная работа.

7.Итог урока.

8. Рефлексия деятельности

10 Домашнее задание.

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели.

Небо светло-голубое.

Что с природою такое? (Пришла весна)

— Как вы думаете,  о чем мы с вами будем говорить на уроке? Как вы догадались?

— Какие изменения, происходящие в природе, вы заметили?

— А сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальное

про произведение П.И. Чайковского «Апрель».

-Вспомните, как передаёт художник настроение природы.

— Для того, что бы передать настроение, художник использует целую палитру красок. Посмотрите, какими красками изобразил начало весны на своей картине «Март» художник И.Левитан. На картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» показана красота ранней весны, пробуждение природы.

— Весну любили не только композиторы и художники, но и кто, как вы думаете? Любил весну и замечательный поэт Ф.И. Тютчев (учитель демонстрирует ученикам портрет поэта). О жизни этого поэта нам расскажут ребята.

-Прочитайте название стихотворения Тютчева.

-Можно по названию определить, о чём это стихотворение?

— Поставьте цель. Назовите тему.

 Первичное чтение стихотворения «Зима недаром злится» учителем под музыку Чайковского «Времена года. Апрель»

Установка перед чтением: «Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне?

Карточка №1.

хлопочет звон церковных колоколов в

особых торжественных случаях

взбесилась вопреки

наперекор очень сильно разозлилась

трезвон еще больше

пуще заниматься чем-то очень усердно

Чтение стихотворения по частям, анализ каждой части.

— Прочитаем еще раз стихотворение, понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовимся к выразительному чтению.

Карточка №3

1. Кого Ф.И.Тютчев называл «прекрасным дитём»?

2. Каких птиц пекли из теста, и зазывали с ними весну?

3. Кого Ф.И.Тютчев называл «ведьмой злой»?

4.Какой поэтический приём использовал Тютчев в своём стихотворении?

5. Кто написал стихотворение «Зима недаром злится…»?

  • У меня на уроке было … настроение, потому что…

  • Мне надо поработать над …

  • Я хочу сказать спасибо …

  • Мне понравилось …

— Стр. 110 Выучить стих наизусть. В тетради изобразить понравившегося героя из стихотворения.

Технологическая карта №3

Тема урока – Н. Носов «Живая шляпа»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Вот прозвенел колокольчик-звонок,

Сейчас начинается новый урок.

Дети спешат, в классы бегут.

В школе их новые знания ждут.

— Ребята, а когда уроки проходят интересно?

*Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д.)

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

2.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

Шляпа- лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком сете выручает

И быть модной помогает.

От дождя и ветра спрячет,

Пожелает нам удачи!

*А кто из вас знает, что такое шляпа?

*А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

Слушают стихотворение. Совещаются в парах. Высказывают своё мнение

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

3.Актуализация знаний.

Сообщение темы ,постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

*Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках. Попробуйте догадаться, о каком писателе я сейчас буду говорить.

Профессиональным писателем он стал не сразу. К 30 годам освоил множество профессий-землекопа, газетного торговца. Многое умел, много знал и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят. В «Приключениях о Незнайке» этот писатель рассказывает о таких машинах, приборах и инструментах, которым только ещё предстоит появиться.

-О каком писателе идёт речь?

*Писатель В.Катаев сказал о нем замечательные слова:

-У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа»

— Давайте, впомним, что еще мы знаем о писателе.

-Когда и где родился писатель?

— Кем были его родители?

-Какие произведения, написанные Н.Носовым , вам известны?

-По многим произведениям писателя сняты мультфильмы.

-Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом этого замечательного писателя, который называется «Живая шляпа» Вы верите в то, что шляпы бывают живые?

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

— О Н.Носове

Отвечают на поставленные вопросы

-недалеко от Киева в Украине

-отец-артистом, мама-рукодельницей и певуньей

-«Затейники», «Огурцы»,»Телефон», «Приключения Незнайки» и т.д.

Варианты ответов: смешные, весёлые, юмористические и т.п.

Учащиеся высказывают мнения, приводят доказательства…

(если подул сильный ветер, шляпа упала, то её унесет…т.е она «убежит»)

-Отвечают на поставленный вопрос.

Формулируют задачи урока:

-Подумать и объяснить, почему так назван рассказ.

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме

4.Открытие нового знания.

А)стадия осмысления.

Б)первичное закрепление

Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

-Что такое кочерга?

-Кто объяснит значение слова КОМОД

-Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

-Ребята. Сейчас мы начнём читать текст по частям, с остановками.

Чтение учителем 1 части –до слов «Что-то плюхнулось, упало»

*Как вы думаете, что плюхнулось на пол?

*А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Далее текст читают хорошо читающие ребята

Чтение 2 части- до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-Что же так испугало ребят?

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

-Тогда что их так напугало?

-Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части-до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

-Чей прогноз оправдался?

_А кто из мальчиков оказался посмелей :Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

-Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху»

-Кто из вас был прав?

-Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы?

-Как вела себя шляпа? Почему?

-Какой момент самый напряженный?

-Предположите, чем закончится произведение.

Чтение учителем заключительной части.

(УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА)

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом ,и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

-инструмент из железа или другого огнестойкого материала.

Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

-низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

-ударить

-упасть, тяжело сесть

Слушают учителя, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.

Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории

-Напугала их шляпа, которая двигалась.

-Да, понимали, т.к. один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми»

-обычный предмет, но ведёт себя странно.

(высказывают мнения)

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.

— Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой, бросить друга.

Высказывают варианты ответов.

(хотели треснуть, стучали клюшкой, кричали..)

-Она не двигалась, т.к сам боялась.

-Шляпа как подскочит кверху…

Высказывают мнения

-Радость, что всё хорошо закончилось. Стыд, что они испугались шляпы. Жалость – Ваське зря попало.

-высказывают ответы.

Познавательные:

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

 

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме

5.Физкультминутка

Осторожно, как котенок,                          

На носочках я пройдусь.                        

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.                          

И из блюдца молочко               Полакаю язычком.                                    

Лапкой грудку и животик                        

Я помою, словно котик.                          

А потом свернусь колечком                 

И усну у теплой печки.        

дети идут на носочках       

 

-прогибают спинку,

-потягиваются

-выполняют движения головой

вверх-вниз

-поглаживают

ладошкой животик

-приседают,

-опускают голову на колени

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

6.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

-разбейтесь на 3 группы.

-Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ.

УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ.

— Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий.

Учащиеся делятся на группы.

Приступают к выполнению заданий

Самопроверка по образцу

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

7.Рефлексия.

-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

-Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске.

Высказывают свои варианты ответов.

Оценивают результаты своей работы

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач

8.Подведение итогов урока

—Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

-Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

9. Домашнее задание

Предлагаю вам дома: прочитать текст по ролям или попробовать его пересказать.

Дети делают выбор и записывают домашнее задание

Регулятивные:

Уметь сделать выбор

2.3 Методические рекомендации по использованию проблемного диалога как средство развития познавательных УУД младших школьников на уроках литературного чтения

Первым методическим условием эффективного внедрения технологии является организация учебного процесса, при которой учитель становится организатором познавательной деятельности учащихся, а они утверждаются в позиции субъектов обучения, добывая себе знания с помощью учителя.

Традиционные формы организации урока предусматривают, что в течение всего урока учитель активен. «Активность» же успевающего, прилежного учащегося состоит в позиции слушания, запоминания информации, реагирования на задания учителя, ответов на задаваемые учителем вопросы. Реально это означает пассивность учащегося, обусловленную формой организации урока.

Следовательно, вторым методическим условием становится организация урока, при которой учитель направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся, включение каждого учащегося в активный мыслительный процесс.

Технология проблемного обучения не может быть эффективно внедрена в ситуации авторитарного стиля отношений учителя с классом, при котором учащемуся отводится конформистская позиция в отношениях с партнёрами по учебному взаимодействию.

Таким образом, третьим методическим условием является доминирование демократического стиля отношений учителя с классом, основанного на кооперации, когда учащийся становится активным участником педагогического процесса, самореализуется и самоутверждается в нём.

Обычное в образовательной практике и подкреплённое действующими нормативными актами распределение ответственности в учебном взаимодействии означает, что учитель единолично отвечает за процесс обучения и его результаты, в то время как учащийся не до конца осознаёт собственную ответственность за результаты обучения. Такой характер распределения ответственности не может служить прочной основой для введения проблемного обучения.

Поэтому четвёртым методическим условием является закрепление такого распределения ответственности, при котором учитель разделяет ответственность за результаты учебного процесса с учащимися, а они, в свою очередь, включены в ответственность за результаты учебного процесса, осознают их значимость для своего развития.

Участие ребёнка в образовательном процессе, построенном на принципах проблемного обучения, не может быть обеспечено внешним стимулированием, опорой на его оценочную мотивацию, зависимость от внешней оценки. Культивирование такой мотивации приводит к снижению общей доли мотивированных учащихся к моменту перехода в основную школу до 40 % и менее.

Этим обусловлено формулирование пятого методического условия: обеспечение формами и методами построения образовательного процесса мотивационного обучения учащихся с опорой на доминирование внутренней, смысловой мотивации.

Проблемное обучение не может быть осуществлено учителем, опирающимся при ведении урока преимущественно на информативные методы, ограничивающим учащихся репродуктивным воспроизведением усвоенного материала.

В силу отмеченного, шестым методическим условием становится преобладание на уроке методов организации самостоятельной работы учащихся, использование преимущественно таких форм организации урока, при которых учащиеся выполняют исследовательскую работу, применяя полученные знания в сходных и изменённых ситуациях.

Проблемное обучение не может быть введено в практику преподавания, если для учителя не характерно достаточное внимание к самоанализу своей обучающей деятельности, к рефлексии, а учащиеся не имеют ни потребности, ни навыков анализа собственной мыслительной деятельности.

Это означает, что в качестве седьмого методического условия рассматривается использование учителем рефлексивного управления познавательной деятельностью учащихся, которые включены в самоанализ, самооценку своей мыслительной деятельности.

Внедрение технологии проблемного диалога в образовательный процесс в рамках предмета «литературное чтение» происходит постепенно, на начальной стадии – фрагментарно, охватывая лишь отдельные темы. Но уже на этой начальной стадии в образовательной практике в целом должны наличествовать методические условия, адекватные содержанию внедряемой технологии. В противном случае, либо она не будет успешно внедрена, либо её фрагментарное успешное внедрение повлечёт за собой разрыв смыслового единства образовательного пространства.

Методические условия, делающие возможным эффективное внедрение в это пространство технологии проблемного обучения, охватывают:

1. позиции учителя и учащегося в образовательном процессе;

2. особенности организации урока;

3. стиль отношений учителя и учащегося в учебной деятельности;

4. распределение ответственности в учебном взаимодействии;

5. характер мотивации и стимулирования учащихся к обучению;

6. формы и методы организации работы учащихся на уроке;

7. рефлексивную составляющую учебного взаимодействия.

В рамках реализованного проекта удалось достичь поставленной во введении цели – изучив теоретико-методические материалы, разработать технологические карты уроков литературного чтения, направленные на развитие познавательных УУД младших школьников, на основе проблемного диалога. Достижению поставленной цели способствовала реализация необходимого комплекса задач.

Таким образом, цель проекта была достигнута, а задачи реализованы.

  1. Виноградов, В.Н. Об институциональном подходе к реализации ФГОС / В.Н. Виноградов, Е. А. Пивчук // Школьные технологии. – 2012. – № 3. – С. 34–46.

  2. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения : инновационный характер, функции, особенности / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С. 4–13.

  3. Горшкова, В.В. Диалог в деятельности современного учителя / В.В. Горшкова // Педагогика. – 2011. – № 2. – С. 68–76.

  4. Губанова, Е.В. Введение ФГОС начального общего образования: риски и результаты / Е.В. Губанова, С.А. Веревко // Директор школы. – 2011. – № 7. – С. 35–40.

  5. Губанова, Е.В. Новый стандарт : результаты, инновации, риски / Е.В. Губанова, С.А. Веревко // Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 25–31.

  6. Данюшевская, Г.А. Технология проблемного диалога и личностное развитие учащихся / Г.А. Данюшевская, Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 9. – С. 17–21.

  7. Денисова, С.В. Проблемный диалог на уроке русского языка / С.В. Денисова // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 9. – С. 40–42.

  8. Иванова, О. Метод проблемного диалога через интеграцию урочной и внеурочной деятельности как основа повышения качества обучения / О. Иванова // Учитель. – 2014. – № 3. – С. 11–14.

  9. Короленко, Л.П. Развитие УУД в процессе проектной деятельности в начальной школе / Л.П. Короленко // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 8. – С. 28–32.

  10. Куркина, О. Универсальное учебное действие / О. Куркина // Учитель. – 2010. – № 2. – С. 2–4.

  11. Лебединцев, В.Б. Введение ФГОС : деятельность команды школы / В.Б. Лебединцев // Народное образование. – 2011. – № 2. – С. 107–113.

  12. Лернер, Г.И. Стандарты нового поколения и формирование универсальных учебных действий / Г.И. Лернер // Биология в школе. – 2011. – № 7. – С. 24–30.

  13. Либеров, А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий / А.Ю. Либеров // Биология в школе. – 2011. – № 5. – С. 23–27.

  14. Мельникова, Е.Л. Проблемный диалог : вчера, сегодня, завтра / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 6. – С. 33–35.

  15. Мельникова, Е.Л. Что такое проблемный диалог / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 8. – С. 3–7.

  16. Меркулова, В.В. Проблемный диалог в 1-м классе / В.В. Меркулова // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 8. – С. 23–26.

  17. Миронов, А.В. Технология проблемного диалога на современном уроке / А.В. Миронов // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 4. – С. 14–21.

  18. Мордкович, А.Г. Преобразования в образовании : работаем по новым ФГОС / А.Г. Мордкович, И.И. Зубарева // Математика в школе. – 2012. – № 4. – С. 21–26 : 7 рис.

  19. Науменко, Ю.В. Содержание организационно-методической работы по развитию универсальных учебных действий у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС / Ю.В. Науменко // Методист. – 2013. – № 1. – С. 2–7.

  20. Ожигина, С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала / С.П. Ожигина // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 2. – С. 82–85.

  21. Околелов, О.П. О модернизации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС ВПО / О.П. Околелов, О.Д. Дячкин, Г.В. Китаева // Высшее образование в России. – 2009. – № 8. – С. 18–22.

  22. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6–12.

  23. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: материалы круглого стола // Начальная школа. – 2009. – № 9. – С. 3–25.

  24. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко и др. // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153–160.

  25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. / М-во образов. и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 31 с.

  26. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : система заданий / А.Г. Асмолов и др. ; рук. проекта: НД. Никандров, А.Г. Асмолов; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.

  27. Чиранова, О.И. Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника / О.И. Чиранова // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 31–33.



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий