Реакция давления на физическую нагрузку

Реакция давления на физическую нагрузку

^
Различают пять типов реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку:

1. При хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы проявляется нормотоническая реакция, для которой характерно учащение пульса на 30-50 %, отчетливое повышение систолического АД на 10-35 мм рт. ст. и некоторое снижение (на 4-10 мм рт. ст.) диастолического АД, восстановительный период 2-3 минуты. Отмеченный тип реакции свидетельствует об адекватности организма на физические нагрузки.

Кроме нормотонической реакции при проведении функциональных проб могут иметь место атипичные реакции.

2. Гипотоническая или астеническая. При данной реакции происходит значительное учащение пульса (более чем на 130 %), небольшое повышение систолического АД и некоторое понижение диастолического АД; реакция характеризуется медленным восстановлением пульса и давления до исходных значений (до 5-10 минут). Наблюдается при функциональных заболеваниях сердца и легких. У детей с низкой физической подготовленностью такая реакция может считаться вариантом нормы.

3. Гипертоническая реакция. Характеризуется резким учащением пульса (более 130 %), значительным повышением систолического АД (до 200 мм рт. ст.), умеренным повышением диастолического АД. Восстановительный период значительно удлиняется. Подобная реакция встречается при артериальной гипертензии.

4. Дистоническая. При этом варианте происходит значительный рост систолического артериального давления с резким одновременным снижением диастолического артериального давления, которое часто падает до нуля, то есть получается «феномен бесконечного тона». Пульс резко учащен, а период восстановления более продолжительный до 6-7 минут. Такая реакция у школьников может быть связана с состоянием перетренированности, вегетативными неврозами, недавно перенесенными инфекционными заболеваниями. У спортсменов при условии быстрого восстановления диастолического артериального давления в течение 1 минуты считается показателем высокой физической подготовленности. В случае, когда восстановление диастоличского артериального давления затягивается до 2-3 минут, учащегося необходимо направить на обследование к кардиологу.

5. Ступенчатая. При этом виде реакции систолическое артериальное давление на 2-3-й минуте восстановительного периода оказывается выше, чем на 1-й минуте, диастолическое артериальное давление изменяется незначительно, в основном в сторону снижения на фоне резкого учащения пульса. Такая реакция связана с функциональной неполноценностью механизмов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, указывающей на недостаточную адаптационную способность сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам.

При атипичных реакциях сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки необходимы исследования ЭКГ и консультация кардиолога.

Таким образом, при оценке степени адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам отмечают:

а) хорошую. Наблюдается при нормотоническом типе реакции с периодом восстановления до 5 минут;

б) удовлетворительную – сдвиги со стороны пульса и артериального давления превышают нормативные, но сохраняется их параллелизм, период восстановления удлиняется до 7 минут;

в) неудовлетворительную – характерно проявление атипичных реакций на физические нагрузки (особенно гипертонического и дистонического типов). Период восстановления удлиняется до 12 минут.

При оценке реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку ведущее значение следует придавать периоду восстановления, анализируя деятельность и характер восстановления пульса и величины артериального давления.

    1. ^

    После завершения медицинского обследования врач составляет индивидуальное заключение на каждого учащегося.

    Оценка состояния здоровья выставляется на основе как морфологических, так и функциональных признаков. В заключении врач записывает диагноз «здоров», «практически здоров» или указывает диагноз заболевания, данные о физическом развитии, группу здоровья. Все эти сведения врач отражает в медицинской справке, которая передается в учеб­ное заведение.

    Большое значение для преподавателей физкультуры имеет в справке рекомендательная часть заключения, где необходимо указывать не только медицинскую группу, но и рекомендации педагогу по двигательному режиму (физкультрецепт), противопоказания и назначения обследуемому (Приложение 1), дата повторного осмотра и т.д.

    1. ^

    Для осуществления дифференцированного подхода на уроках физкультуры и при выполнении учебных нормативов, тестов физической подготовленности учащиеся, на основе данных физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности, распределяются на четыре медицинские группы (табл. 12).

    Таблица 12
    ^

    Медицинская группа Характеристика группы Допустимая физическая нагрузка
    Основная 1. Учащиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии

    2. Учащиеся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, без функциональных нарушений, но достаточной физической подготовленностью (соответствие антропометрических признаков, отсутствие жалоб на заболевания, быструю утомляемость, наличие спортивного разряда, нормальная функциональная проба с 20 приседаниями)

    Занятия по учебной программе в полном объеме, сдача зачетных нормативов, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях
    Подготовительная Учащиеся с незначительными отклонениями в состоянии здо­ровья (без существенных функ­циональных изменений), но без достаточной физической подго­товленности (ранее часто болевшие и не занимавшиеся физическими упражнениями) с признаками пониженного физического развития (отставание в данных на 1-2 года от возрастных) Занятия по учебной программе в полном объеме при условии более постепенного ее прохож­дения, с более детальной про­работкой ее составных частей и постепенной сдачей контроль­ных нормативов (кроме проти­вопоказаний)
    Специальная Учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы Занятия по специальной учебной программе. Ограничиваются упражнения на силу, скорость, выносливость. Полностью исключается лазанье и акробатика. Занятия в группах общей физической подготовки
    Группа . ЛФК Учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья, не допущенные к выполнению учебной программы Занятия лечебной физкультурой на базе территориальной поликлиники

    ^ . Сам по себе диагноз еще не дает представления о функциональных возможностях организма, которые являются решающими для выбора форм и средств занятий физической куль­турой и спортом, а также для их дозировки.

    В соответствии с рекомендациями Р.Е. Мотылянской и Л.А. Ерусалимского выделяется 14 нозологических групп. Это болезни опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, нейроциркуляторная дистония по кардиальному типу, пороки сердца, болезни органов пищеварения, печени желчных путей, почек и мочевыводящих путей, обмена веществ и эндокринной системы, нервной системы, хирургические заболевания, гинекологические болезни, заболевания органов зрения, болезни уха, горла и носа.

    Для разделения учащихся по уровню физической подготовленности используются результаты тестирования. Его проводят с учетом противопоказаний, зависящих от ограничений, обусловленных заболеванием, механизмом его развития и течения. Возрастная и половая дифференциация зависит от организации и возрастного состава СМГ.

    К подгруппе «А» относятся школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера. Для них физические нагрузки должны постепенно возрастать по интенсивности и по объему соответственно адаптационным и функциональным возможностям организма.

    Учебные занятия рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти, доводя интенсивность физической нагрузки до частоты пульса 140-150 ударов в минуту в основной части урока к концу четверти.

    К подгруппе «Б» относятся школьники, имеющие тяжелые органические, необратимые изменения внутренних органов и систем организма, органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.

    Для подгруппы «Б» учебные занятия рекомендуется проводить при частоте пульса не более 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года. Физические упражнения при данной частоте пульса способствуют адекватной работе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем детского организма. При таком режиме увеличивается минутный объем крови, улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах хорошо формируются жизненно необходимые навыки и умения без предъявления ослабленному организму повышенных требований.

    Показания для назначения специальной медицинской группы приведены в приложении 2.

    Определение учащихся в СМГ может носить как временный, так и постоянный характер, в зависимости от характера заболевания и других отклонений в состоянии здоровья. Переход из специальной в подготовительную и далее в основную должен производиться в показанных случаях последовательно при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

    При формировании нескольких специальных медицинских групп в учебном заведении, для оптимизации занятий целесообразно зачислять в группу учащихся из одной или смежных параллелей.

    Ежегодно к 1 сентября директор учебного заведения обязан издать приказ (по спискам, на основании медицинских листов здоровья), в котором указывает состав подготовительной и специальной медицинской групп, и временно освобожденных от уроков физкультуры, диагнозы заболеваний каждого ученика подготовительной группы и специальной медицинской группы; количество специальных медицинских групп (в группе не более 12 человек), время и место проведения занятий, фамилию, имя, отчество преподавателя физкультуры (должен пройти специальную подготовку), фамилию, имя, отчество ответственных за посещаемость учащимися занятий СМГ.

    В учебном учреждении может иметь место ситуация, когда целесообразно сформировать специальные медицинские группы меньше количественного состава, указанного в типовом учебном плане (8 – 12 учащихся). Следует иметь в виду, что типовой учебный план не содержит норму, запрещающую формировать группы до 8 человек. В случае меньшего количества учащихся, можно организовывать занятия СМГ за счёт факультативных часов. Учителю физической культуры следует до августовского педагогического совета обсудить вопрос формирования СМГ с администрацией школы, чтобы своевременно принять решение об использовании факультативных часов на проведение занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Положительному решению данного вопроса может способствовать аргументированное выступление учителя на педагогическом совете с обоснованием необходимости организации занятий в оптимальном составе групп.

    Систематический контроль за физическим воспитанием учащихся возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. После окончания углубленного медицинского осмотра в ноябре-декабре все изменения по распределению учащихся на медицинские группы отражаются в новом приказе. Итого в течение учебного года должно быть издано два при­каза, регламентирующих занятия физкультурой с ослабленными и здоровыми детьми. Учащиеся, не прошедшие углубленный медицинский осмотр, к занятиям по физкультуре не допускаются. Учащиеся, перенесшие острые заболевания, травмы, допускаются к занятиям физкультурой по справкам участковых врачей



    Источник: kzbydocs.com


    Добавить комментарий