Реактивность нервной системы это

Реактивность нервной системы это

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Е.В. Леонова, Ф.И. Висмонт

РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА И ЕЕ РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ

Учебнометодическое пособие

Минск 2002

УДК 612.017(075.8)

ББК Л47

Авторы: др мед. наук, проф. Е.В. Леонова, др мед. наук, проф. Ф.И. Вис

монт

Рецензент: доктор мед. наук, профессор М.К. Недзведзь.

Утверждено Научнометодическим советом университета в качестве учебнометодического пособия 27.03.02, протокол № 5

Леонова Е.В Реактивность организма и ее роль в патологии: Учебнометод. пособие

/Е.В. Леонова, Ф.И. Висмонт Мн.: БГМУ, 2002. – 24 с.

Освещаются общие вопросы, касающиеся реактивности организма и ее роли в патологии. При этом дается характеристика различных видов реактивности, факторов, влияющих на нее. Приводятся сведения по филои онтогенезу реактивности и резистентности. Рассматривается роль реактивных свойств организма в развитии заболевания.

Обсуждается проблема возможности направленного изменения реактивности организма.

Предназначается для студентов факультета иностранных учащихся, а также других факультетов медицинской специализации.

УДК 612.017(075.8)

ББК © Белорусский государственный

медицинский университет, 2002

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

(Общее время занятий: 2 акад. часа для студентов стоматологического факультета; 3 – для студентов лечебнопрофилактического, медикопрофилактического и педиатрического факультетов).

Учебнометодическое пособие разработано с целью оптимизации учебного процесса и подготовки студентов к практическому занятию по рассматриваемой теме. Знание ее необходимо для успешного усвоения таких тем предмета, как Общее учение о болезни”, “Общая этиология и патогенез”, “Патогенное действие факторов внешней среды”, “Роль наследственности и конституции в патологии”, “Патологическая физиология иммунной системы”, “Аллергия”. Важное значение проблема реактивности как формы связи и взаимодействия организма с внешней средой в условиях нормы и патологии имеет для понимания патогенеза болезни. Однако в имеющей

ся в настоящее время учебной литературе по данному предмету эта проблема должным образом не рассматри

вается. Особые затруднения при изучении темы возникают у иностранных студентов. В силу языкового барьера они испытывают сложности при усвоении большого объема материала, излагаемого с учетом современного состояния вопроса только на лекции. Вышесказанное и послужило поводом для написания настоящего пособия.

В нем в краткой форме излагаются основные общие вопросы учения о реактивности организма и ее роли в па

тологии, рассматриваются основные формы, виды, показатели и механизмы реактивности, а также факторы,

определяющие ее, сведения о филои онтогенезе реактивности и резистентности; анализируются проблема возможности направленного изменения реактивности, пути и методы, повышающие неспецифическую рези

стентность организма.

Цель занятия изучить виды, основные формы и показатели реактивности, ее механизмы, филои онтогенез; факторы, снижающие неспецифическую резистентность, пути и методы ее повышения и укрепления.

Задачи занятия

студент должен: 1. Знать

определение понятия реактивности, ее показатели;

виды реактивности и формы ее проявления;

факторы, определяющие видовую, индивидуальную, групповую, фи

зиологическую, патологическую, специфическую и неспецифическую реактив

ность.

взаимоотношение реактивности и резистентности:

2

филои онтогенез реактивности и резистентности;

факторы, снижающие неспецифическую резистентность; пути и мето

ды ее повышения и укрепления.

2. Уметь

на основании готовых результатов опытов:

обосновывать заключение о механизмах изменения реактивности организма под влиянием факто

ров внешней среды (температура) и при изменениях функционального состояния нервной системы (наркоз);

составлять и чертить соответствующие графики и диаграммы;

формулировать выводы.

3. Быть ознакомленным с:

учением об адаптогенах (Н.В. Лазарев);

учением о конституции, основными классификациями ее типов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СМЕЖНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

1.Конституция человека. Определение понятия. Общая характеристика.

2.Типы высшей нервной деятельности человека.

3.Понятие об адаптации.

4.Учение об адаптогенах и адаптогенном эффекте. Препараты, относя

щиеся к группе адаптогенов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1.Определение понятия реактивность, ее основные показатели.

2.Виды реактивности (видовая, групповая, индивидуальная, физиологи

ческая, патологическая, специфическая и неспецифическая) и формы ее прояв

ления.

3

3.Взаимоотношения реактивности и резистентности.

4.Механизмы реактивности и резистентности.

5.Филои онтогенез реактивности и резистентности.

6.Факторы, снижающие неспецифическую резистенстность.

7.Пути и методы повышения и укрепления неспецифической резистент

ности организма.

8. Состояние неспецифической повышенной сопротивляемости (СНПС),

его характеристика.

РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА И ЕЕ РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ

Определение понятия

Реактивность (от лат. rеасtiо противодействие) — свойство (способность) целостного организма отвечать дифференцировано изменением жизнедеятельности на действие раздражителей. Реактивность обусловливает тонкий дифференцированный ответ организма на действие раздражителей, определяет количественные и качественные особенности ответной реакции. От реактивности зависит в значительной степени способность человека (или животного) приспосабливаться к меняющимся условиям среды обитания, поддерживать гомеостаз. Реактивность следует отличать от понятия реакции. Реакция это изменения обмена, структуры и функции в ответ на раздражение биологической системы, выражение реактивности, но не само это свойство организма. Реактивность определяет особенности реакции организма на те или иные воздействия. В то же время исходное состояние его исполнительных систем, обеспечивающих ответную реакцию также оказывает влияние на уровень реактивности, т.е. реактивность определяет величину реакции, которая в свою очередь влияет на уровень реактивности.

Формы и показатели реактивности

Различают реактивность нормальную (нормергия), повышенную (преобладают процессы возбуждения) − гиперергия; пониженную (преобладают тормозные процессы) − гипоергия и извращенную (дизергия). В чистом виде эти формы имеют место в отдельных органах и системах. В целостном организме может быть лишь преобладание той или иной из них. В клинической практике гиперергическими называют формы болезни с бурным течением, с ярко выраженными симптомами; гипоергическими вяло текущие формы, со стертой сим

4

птоматикой. Следует учитывать, что реактивность может быть различной по отношению к разным факторам среды. Например, высокая реактивность организма может быть к какому либо аллергену, но низкая к другим раздражителям (температурному фактору).

Однако количественной оценки реактивности без учета качественных показателей недостаточно для полной ее характеристики. Основными качественными показателями реактивности являются:

резистентность (от лат. resistere — противостоять, сопротивляться) — устойчивость организма к действию чрезвычайных раздражителей, способность сопротивляться без существенных изменений постоянства внутренней среды; это важнейший качественный показатель реактивности;

раздражимость общее свойство всего живого, определяющее элементарные реакции;

функциональная подвижность (лабильность) — «большая или меньшая ско

рость элементарных реакций, которыми сопровождается физиологическая деятельность данного аппарата» (Н.Е. Введенский);

возбудимость свойство (способность) некоторых тканей (нервной, мышечной и др.) отвечать на действие раздражителя процессом возбуждения и передавать его другим тканям и органам;

чувствительность свойство (способность) целостного организма определять локализацию, силу и качество

воздействующего раздражителя и информировать о нем соответствующие системы.

Виды реактивности

В основе реактивности здорового и больного организма лежит биологическая (видовая, первичная) реак-

тивность, представляющая собой изменения жизнедеятельности, возникающие под влиянием адекватных для каждого вида воздействий окружающей среды, совокупность защитноприспособительных реакций, присущих животным данного вида. Примерами видовой реактивности являются таксис, инстинкты, анабиоз, сезонный сон, устойчивость к различным воздействиям (например, летальная доза гистамина для морской свинки 0,3

мг/кг, для кролика − 3 мг/кг, для белой мыши − 250мг/кг). Известно, что черепахи не чувствительны к столб

нячному токсину, кролики к морфину и атропину, крысе нельзя привить сибирскую язву, гонококк патогенен только для человека и обезьяны. Видовая реактивность определяет свойства вида, его признаки и особенности,

сформировавшиеся в процессе эволюции, и закрепленные в генотипе всех индивидов.

На основе видовой реактивности формируется индивидуальная и групповая (типовая) реактивность.

Индивидуальная реактивность определяется наследственными и приобретенными свойствами организма. Она определяется полом, возрастом, функциональным состоянием всех органов и систем (главным образом нерв

5

ной и эндокринной), типом высшей нервной деятельности, конституцией и зависит от факторов внешней среды (питания, температуры, содержания кислорода и т.д.).

Групповая реактивность реактивность определенных групп людей, сходных по тем или иным наследственноконституционным особенностям (по типам конституции, высшей нервной деятельности, группам крови и др.).

Индивидуальная и групповая формы реактивности могут быть физиологическими и патологическими.

Ф и з и о л о г и ч е с к а я р е а к т и в н о с т ь реактивность нормального, здорового организма в благоприятных условиях существования, адекватно реагирующего на действие раздражителя.

П а т о л о г и ч е с к а я р е а к т и в н о с т ь возникает под воздействием чрезвычайного, болезнетворного фактора, проявляется снижением приспособительных возможностей болеющего или выздоравливающего организма, необычной формой реагирования на раздражитель. Она может возникать вследствие нарушения либо самой генетической программы (наследственные формы патологии), либо механизмов ее реализации (приобретенные формы патологии).

И физиологическая, и патологическая реактивность бывает специфической и неспецифической.

Специфическая (иммунологическая) реактивность это способность организма отвечать на антигенное раздражение выработкой гуморальных антител и комплексом клеточных реакций, специфичных по отношению к антигену.

Специфическая физиологическая реактивность обеспечивает невосприимчи

вость к инфекциям; реакции биологической несовместимости тканей, трансплантационный иммунитет, противоопухолевый иммунитет, специфическую резистентность (устойчивость к какомулибо определенному агенту), адаптацию к определенному фактору среды (например, к недостатку кислорода).

Неспецифическая реактивность это способность организма отвечать однотипной реакцией на разнообразные раздражители.

Неспецифическая физиологическая реактивность проявляется в форме адапта

ции к нескольким факторам среды, например, к недостатку кислорода и одновременно к физической нагрузке, в форме стресс реакции, неспецифической резистентности.

Неспецифическая резистентность представляет собой устойчивость организма к повреждению (Г. Селье, 1961), не к какомулибо отдельному повреждающему агенту или группе агентов, а вообще к повреждению, к разнообразным факторам, в том числе и к экстремальным. Она бывает врожденной (первичная) и приобретенной (вторичная); пассивной и активной. Приобретенная пассивная резистентность возникает, в частности, при серотерапии, заместительном переливании крови. Пассивная резистентность определяется анатомофизиологическими особенностями организма (например, устойчивость насекомых, черепах, обусловленная их плотным хитиновым покровом).

Активная неспецифическая резистентность обусловлена защитноприспособительными механизмами, возникает в результате, адаптации (приспособления к среде), тренировки к повреждающему фактору (например, повышение устойчивости к гипоксии в результате акклиматизации к высокогорному климату).

6

Специфическая патологическая реактивность проявляется при имму

нопатологических процессах (аллергии, аутоиммунных болезнях, иммунодефицитных и иммунодепрессивных состояниях), а также специфическими реакциями, формирующими картину болезни, данной нозологической формы (например, сыпь при инфекциях, формирование туберкулезного бугорка, спастическое состояние артерий при гипертонической болезни, поражение кроветворной системы при лучевой патологии и др.).

Неспецифическая патологическая реактивность проявляется неспецифиче

скими реакциями, свойственными многим болезням, например, такими, как лихорадка, боль, парабиоз (Н.Е. Введенский), стандартная форма нейрогенной дистрофии (А.Д. Сперанский), общий адаптационный синдром (Г. Селье), а также наблюдается при наркозе, шоке, эпилепсии и др.

Взаимоотношение реактивности и резистентности

Реактивность организма и его резистентность связаны между собой сложными отношениями. Реактивность понятие более широкое. Оно включает в себя понятие резистентностьи выражает в общей форме механизмы последней, а также отношение организма к любому агенту. Резистентность выражает процессы реактивности, как процессы защитноприспособительного характера и отношение лишь к чрезвычайному раздражителю. Реактивность и резистентность не всегда меняются однонаправлено. Высокая реактивность не всегда предполагает высокую (или низкую) резистентность ко всем факторам среды. Например, при анафилаксии реактивность организма увеличивается, но сопротивляемость его ослабляется, а при зимней спячке реактивность понижена, но устойчивость к ряду раздражителей, например, к инфекции повышена. Поэтому тактика врача в отношении уровня реактивности организма при лечении заболеваний должна быть строго индивидуальной. При вялотекущих, хронических заболеваниях, заболеваниях внутренних органов, травматических поражениях, повышение реактивности организма окажет положительный эффект; а при аллергической патологии необходимо снижать реактивность по отношению к конкретному аллергену.

Механизмы реактивности и резистентности

Факторы, определяющие реактивность и резистентность организма, формируются на основе его наследственности, конституции, особенностей обмена веществ, состояния нервной, эндокринной, и иммунной систем, системы соединительной ткани, зависят от возраста, пола, факторов внешней среды. Составляющими факторами реактивности являются реактоны (А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов, 1999) − элементарные, генетически обусловленные признаки, проявляющиеся в фенотипе особи. Реактивность оперирует реактонами и может рассматриваться как набор реактонов, в том числе и функционально устойчивых их комбинаций, формирующихся интегративным аппаратом.

7

Реактивность формируется на всех уровнях биологической организации. Например, на молекулярном уровне она проявляется реакцией молекулы НвS на гипоксию при серповидноклеточной анемии; на клеточном уровне при фагоцитозе; на органном изменением ритма сокращений изолированного сердца на действие температурных раздражителей; на системном и организменном изменением состояния сердечнососудистой системы при пороках сердца и др. Молекулярные, субклеточные и клеточные механизмы реактивности также индивидуальны, как и ее высшие интегральные проявления. На системном и организменном уровнях создается качественно новая интеграция механизмов реактивности, обусловленная «задачами той или иной системы«. На этих уровнях среди механизмов реактивности и резистентности ведущую роль играет нервная система, поскольку реактивность предполагает ответ организма как единого целого на разные воздействия. У высших животных нервная система формирует реактивность на всех участках в инициальных звеньях (на уровне рецепторов), в нервных проводниках, в спинном и продолговатом мозге, в подкорковой области, ретикулярной формации, в коре головного мозга, а у человека также на уровне второй сигнальной системы и в значительной степени определяется социальными факторами. В связи с этим изменение функционального состояния нервной системы вызывает изменение реактивности, что отражается на реакциях организма по отношению к различным воздействиям, на его устойчивости к вредным агентам. Например, вследствие декортикации повышается устойчивость к кислородному голоданию, повреждения серого бугра снижается устойчивость к инфекциям, перерезки спинного мозга у голубей снижается устойчивость к сибирской язве, угнетается выработка антител, уменьшаются защитные свойства соединительной ткани; в результате выключения синокаротидной и аортальной рефлексогенных зон снижается адаптация к гипоксии.

Возбуждение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы сопровождается увеличением титра антител, усилением антитоксической и барьерной функции печени, лимфатических узлов; возбуждение симпатического отдела выделением в кровь адреналина и норадреналина, стимулирующих фагоцитоз, обмен веществ. Угнетение высшей нервной деятельности приводит к снижению защитной роли соединительной ткани, поглотительной функции ее элементов, к торможению процесса заживления ран; возбуждение стимулирует эти функции.

Важное значение в формировании реактивности и резистентности имеет эндокринная система, особенно гормоны передней доли гипофиза, коркового и мозгового вещества надпочечников (Г. Селье), в частности, адреналин — «аварийный гормон» (В. Кеннон). Так, адреналэктомия обусловливает резкое снижение сопротивляемости к механической травме, действию электрического тока, бактериальных токсинов и других патогенных факторов. Вследствие введе

ния глюкокортикоидов в оптимальных дозах увеличивается сопротивляемость к действию чрезвычайных раздражителей. Иммунная система и система соедини

8



Источник: studfile.net


Добавить комментарий