Ребенок телевизор

Ребенок телевизор

Ребенок и телевизор. Очень часто семьи воспринимают телевизор, чуть ли не как члена семьи, и уж точно непременный атрибут жизни, редко встретишь людей, у кого нет хотя бы одного телевизора. В экране постоянно происходят новые события, мы какие-то передачи смотри и обсуждаем, негодуем… и волей-неволей к просмотру передач подключаются наши дети, начиная чуть ли не с рождения. Но правильно ли это? Нужен ли ребенку телевизор?

Опасности телевизора
В телевизоре картинка и сюжет динамично меняются, яркий сет и звук сопровождают действо, это эквивалентно посещению шумных гостей. Для малыша просмотр телевизора – это переутомление, он тратит много своих сил на то, чтобы уследить за сюжетом, разобраться в образах и звуках. Поэтому, его нахождение у экрана телевизора должно быть строго дозированным. В среднем до года это не более 15 минут в сутки, а для детей постарше – не более получаса в день. Телевизор не должен быть постоянным фоном для деятельности ребенка.

Еще одной из опасностей телевизора становится формирование зависимости от него, особенно если вы включаете телевизор, чтоб занять ребенка, пока сами заняты своими делами. Тогда ребенок начинает относиться к телевизору как к другу – он его утешает, отвлекает и развлекает. Что же делать? Не стоит заменять телевизором себя, если малышу нужно побыть одному – займите его игрой, почитайте, отправьте в гости к бабушке, но не заменяйте это все телевизором. Конечно, малыш и сам скоро поймет – что такое телевизор, но это будет сделано не с вашей помощью.

Не стоит использовать телевизор как ритуал обеда или ужина, засыпания. Он постепенно может вытеснить из жизни ребенка все хобби и развлечения. Борьбу с телевизором нужно начать с себя. Опасность телевизора как развлечения — его пассивности, вы не может принять участия в действе, вы только сторонний наблюдатель, активных действий, кроме щелканья пультом вам не предлагают. Повлиять на происходящее на экране вы не в силах. Это сильно привлекает детей и вырабатывает в них потребительское отношение к жизни и снятие с себя ответственности за происходящее.

Когда и что смотрим?
Телевизор – это наш постоянный спутник жизни и поэтому дети, так или иначе, все равно смотрят его, причем достаточно часто и много. Телепередачи и фильмы – это уже часть нашей жизни, часть мира, и детям крайне важно в коллективе быть подкованными в вопросах мультиков и кино, как вы подкованы в своей профессиональной сфере. Но знаете ли вы, как дети воспринимают картинки в телевизоре, и как извлечь из просмотра максимальную пользу для малыша с минимумом вреда?

В возрасте до полугода – шумовая составляющая
Чем меньше возраст малыша, те больше мама с ним будут проводить у телевизора. Влияние телевизора на новорожденного не изучено, но скорее всего он никак не влияет, создавая своим звуком «белый шум». А для мамы телевизор, это повод совсем головой не уйти в заботы о малыше и совсем выпасть из жизни. Особенно это важно, когда особенно некому помочь с ребенком. В первые недели жизни негромкий звук телевизора оказывает на малыша убаюкивающий эффект. К возрасту 2-3 месяцев крошка уже реагирует на звуки из «ящика» и поворачивает головку в зону светящегося экрана. Через пару месяцев он уже живо реагирует на знакомые заставки или картинки.

У ребенка начинают устанавливаться взаимосвязи между картинкой звуком, исходящим из телевизора и он определенным образом реагирует, радуясь и оживляясь. Но в целом, восприятие телевизора определяется реакцией на него родителей.
Не стоит использовать телевизор звуковым фоном в детской, и не стоит давать ребенку грудь или бутылочку под звуки телевизора. Прежде всего вы будете обращать внимание на сюжет, а не на ребенка, а у малыша могут сформироваться неправильные пищевые ритуалы и без телевизора потом он есть перестанет.

От полугода до полутора лет – период подражания

Это такой возраст, когда малыш долго не концентрируется ни на чем. Однако, в этом возрасте многое уже можно ребенку привить, в том числе и при помощи телевизора. С полугода малыш может подражать поведению героев экрана, особенно детей с игрушками. Если ему показать малыша с погремушкой, он тут же начнет пытаться повторять. Способность к имитации – это врожденное качество детей.

Телевизор в этом возрасте – это определенного рода опыт. Однако, пока малыш не научится разговаривать, просмотр телевизора для него — это поступление слуховой и визуальной информации, пока недоступной его пониманию. Если сюжет не адаптирован под его возраст, он лишается для него смысла. К экрану притягивают только звуки сами по себе, равно как цвета. Движение картинки. Но извлекают они совершенно для себя не то, о чем думаем мы и что мыслили те, кто данное действие снимал.

Но, тем не стоит думать, что телевизор не вызывает у детей никаких эмоций, они живот и эмоционально переживают даже те сюжеты, что совершенно не понимают. Просто сюжеты могут их веселить, злить или раздражать. Если вы хотите показывать малышу телепередачи, особенно если он пока не говорит, выбирайте для него передачи короткие, адаптированные под его возраст – есть специальные развивающие мультфильмы. Но это не диснеевские или наши советские мультики, пока даже «ну, погоди!» очень сложен по восприятию.

С полутора до трех лет – нужны разъяснения
В это возрасте малыши уже много понимают, но представления о некоторых событиях без правильных объяснений родителями могут быт неверными. Поэтому, не стоит оставлять малыша наедине с телевизором – действо может его необоснованно напугать или нарушить понятие о мире. У детей нет достаточного уровня интеллекта и эмоциональных возможностей, чтоб понять и объяснить происходящие на экране действия. Ребенка могут переполнять эмоции от просмотра мультика, но он никак не может выразить эмоций словами.

И родители должны стать его ретранслятором, помочь ему обличить в слова его чувства. Ребенок будет подражать действиям, показывать ручкой на то, о чем хочет сказать и запоминает слова и их значения. Только при таких условиях контекст просмотренного будет понятен и обретет смысл. В идеале необходимо смотреть с ребенком вместе передачи и мультфильмы, и давать ему объяснения пока идет сюжет, так будет наиболее полезно. А после просмотра вновь вернуться к сюжету и его обсудить. Обязательно необходимо дать комментарии по сюжету и разобрать с малышом основные слова. Ошибочно мнение, что такие дети мало что понимают только потому, что не знают героев на экране. Они могу уже понять причинно-следственные связи, но им требуются объяснения и помощь родителей.

От трех до шести – экранный герой
В этом возрасте малыш понимает разницу между реальностью и воображаемым миром. Он понимает что мультик это неправда, но с удовольствием окунается в мир приключений. Они сопереживают героям, воображают себя на месте героев, притворяются другими. Имитация – это один из этапов развития, они принимают позицию того героя. Кто им ближе и это повод для родителей для анализа психологического состояния ребенка. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, его волнующие. Для родителей важно не упустить малыша совсем в мир мультиков, не нужно пересыщать быт малыша вещами с любимым героем, у него должны нарабатываться реальные бытовые идеалы. А в идеале примером для подражаний для детей должны стать вы или ваши друзья – реальные люди.

О содержании программ
Многое из взрослого телевидения может стать для ребенка травмирующим. Но для детского мозга травмой самые травмирующие далеко не сцены любовные (за исключением жесткого порно) или агрессии (если конечно это не «Пила»). А вот ужасы, фантастические сюжеты будущего или сцены гибели людей и животных, расставания и потери. Это ребенок понимает и может соотнести с собой и близкими, трансформировав на свою жизнь.

Все темы про любовь детям нравятся и они влюбляются, задают вопросы на тему любви. Если не фиксировать внимания малыша на сценах фильма откровенного характера, и не выгонять его со словами «тебе рано подобное смотреть» можно легко ответить на вопрос малыша, что делают герои на экране, не вдаваясь в подробности анатомии – они делают приятно друг другу и малыш перестанет спрашивать, для него все логично и понятно.

Чтоб малыш не стал свидетелем жестких сцен по телевизору, не включайте его в фоновый режим. Тогда вы сможете фильтровать программы. Если он увидел сцен смерти – уверьте малыша что это понарошку как в сказке, что это картинки. Сложнее объяснит события новостей или документальных кадров. Но постарайтесь дать правильное и логичное объяснение, а более старшим детям объясните – это показывают с целью напугать, рассмешить или сообщить новости. Если же сцены предстоят не очень приятные – постарайтесь увести малыша от экрана.

Особенно серьезно надо относиться к фильмам фантастики, о катастрофах в будущем и войнах. Дети не могут понять художественного вымысла и будут бояться будущего, ждать конца света или Армагеддона. Справиться с этими страхами будет сложно, они надолго отпечатаются в памяти.

Тоже самое касается тем развода, расставаний и разлук. Малыши интуитивно улавливают эмоции и очень доверчивы и ранимы в отношении потери любимых. Особенно если это касается брошенных детей, котят, щенят и т.д. Старайтесь не показывать деткам подобного.



Источник: www.stranamam.ru


Добавить комментарий