Тема семейная психология

Тема семейная психология

Понятие семьи и брака

Семья — это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это ее функции, структура и динамика.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя по­пытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель. Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологиче­ском и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак, семья — это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений — супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родите­лей и детей, между детьми, родственниками).

Семья как своеобразная общность людей, как социальный ин­ститут влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономиче­ских отношений, выступая одним из самых традиционных и устой­чивых социальных институтов.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе по­нятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути имеющие общей, не являются синонима­ми.

Брак — это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин). Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что брак и семья возникли в разные исторические периоды; семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (А.Г.Харчев).

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят про­явление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет вне­шний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социаль­ного воздействия на индивида, процесса воспитания (Трапезнико­ва Т. М., 1987).

Категории современной семьи

Спектр видов, форм и категорий современной семьи дос­таточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отно­шений. По-разному реагируют они на воздействие многообраз­ных факторов современного бытия. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения.

В.С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследо­ваний, отмечает, что современные семьи отличаются между со­бой по следующим признакам:

  • по количеству детей: бездетная, или инфертильная, се­мья, однодетная, малолетняя, многодетная;

  • по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), боль­шая семья, материнская семья, семья повторного брака;

  • по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими род­ственниками; с двумя и более брачными парами с деть­ми или без детей, с одним из родителей супругов и дру­гих родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

  • по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

  • по семейному быту, укладу: семья – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

  • по однородности социального состава: социально гомо­генные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

  • по семейному стажу: молодожены, молодая семья, се­мья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, стар­шего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

  • по качеству отношений и атмосфере в семье: благополуч­ная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

  • по географическому признаку: городская, сельская, от­даленная (районы Дальнего Севера);

  • по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;

  • по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

  • по характеру проведения досуга: открытые или закры­тые;

  • по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи

  • средней активности и активные семьи;

  • по степени кооперации совместной деятельности: тради­ционные, коллективистские и индивидуалистические;

  • по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов чле­нов семьи, социально-психологические цели семьи и индивиду­ально-психологические потребности ее членов.

Структура семьи

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между ее членами. Она тесно связана с ее функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник — родители и один ребенок. Она представлена представителями 2-х поколений — родители и дети. Существует 2 разновидности — полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

2-я форма — расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем 2-х поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант — семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант — большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живет в одном месте, не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сел или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определенным характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

4-й вариант — семья — клан. Это группа, объединенная кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера.

5-й вариант — семья — двор. Характерна для России 17-19 вв. Сейчас редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей основных ее функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а все делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений, становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьей ее различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи. Здесь 2 линии: не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи); психологическая линия — позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье.

Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи. Так, Леви Д., предложил следующий вариант:

  • «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

  • «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

  • «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

  • «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен.

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

  • нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распро­странены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух по­колений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец–муж, мать–жена, сын–брат или дочь–сестра);

  • расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и со­стоящую из трех или более поколений – прародителей, родите­лей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нукле­арной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-ма­терей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.)

Е.А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классифи­кацию семей:

              1. Структурный состав:

              • полная семья (есть мать и отец);

              • неполная семья (есть только мать или отец);

              • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

                          1. Функциональные особенности

                          Существуют различные классификации типов распределения ро­лей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распре­деления семейных ролей:

                          • централистический (или авторитарный, с оттенками патриар­хальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

                          • автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешивают­ся в сферу влияния другого;

                          • демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

                          Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на:

                          • патриархальные семьи, где главой семейного государства яв­ляется отец,

                          • матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и

                          • эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

                          Функции семьи

                          Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определенных потребностей.

                          Функции семьи по потребности:

                          1. Воспитательная функция. Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

                          Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной — от рождения до взрослости. Эта функция еще и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

                          2. Хозяйственно-бытовая. Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьей этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

                          3. Функция эмоционального обмена. Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать — это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьезной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведет к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья — это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определенную эмоцию и направляет ее в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри нее любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

                          Эта функция считается реализуемой, если между семьей и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

                          4. Коммуникативная функция. Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьезный личностный рост. Реализация этой функции ведет к серьезному личностному росту членов семьи.

                          5. Функция первичного социального контроля. Цель общества — не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля — введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья — малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм — важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить свое поведение, являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны).

                          6. Сексуально-эротическая функция. Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

                          Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У нее также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи, но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение.

                          Нарушение функции семьи — это такие черты ее жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее основных функций. Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций, называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному ее члену. Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д. функции.

                          Динамика семьи

                          Перемены – это то, что присуще каждой семье. Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к мно­жеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жиз­ненном пространстве и в течение такого короткого времени.

                          Если же члены семьи не готовы к изменениям и старатель­но избегают их, то они рискуют попасть в тяжелое положение, так как не ожидают перемен там, где они обязательны. Люди рождаются, растут, работают, женятся, становятся родителями, стареют и умирают. Это человеческая жизнь.

                          По определению В.В. Столина, семья – это «открытая си­стема, подверженная внешним воздействиям», и, по его утвер­ждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокуп­ность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».

                          Это равновесие достигается специфическим распределени­ем прав и обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. И чем более противоречиво влияние различных факторов, тем более творческим становится процесс достижения равновесия. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, непрерывно, и поэтому цель выработки равновесного состояния в принципе достижима. Однако с течением времени характер влияний меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить саму систему отсчета и нарушить выработанное равновесие. От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс функционирования семьи заключается в сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям. Таким образом, по мнению Столина В.В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.

                          • Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относи­тельно некоторых фиксированных систем отсчета.

                          • Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фик­сированной системы отсчета.

                          • Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изме­нением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.

                          Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспект.

                          Формы брачно-семейных отношений

                          В семье формируются и развиваются брачно-семейные от­ношения как отражение многообразных и многовариантных меж­личностных контактов, а в целом всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

                          В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.

                          К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

                          1. Брачно-семейные отношения на основе честной контракт­ной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается («доживутся до люб­ви», – по выражению И.С. Тургенева). Хотя, если семья суще­ствует лишь как экономическая единица, ощущение эмоциональ­ного взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов – максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: испол­нил условия контракта – волен делать, что хочешь.

                          2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного кон­тракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака одно­сторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком вари­анте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуа­тируют, все терпит).

                          3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу опре­деленных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

                          4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это – брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным сте­реотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и также случайно рас­падаются, не оставляя глубоких следов.

                          5. Брачно-семенные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, ко­торые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для ос­тальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом ва­рианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рож­даются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность, — при полной поддержке второго. Парадокс заключатся в том, что, добровольно прини­мая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем ува­жении к человеку, чем к общепризнанным нормам.

                          Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи

                          Нормально функционирующей семьей считается та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяются потребности в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

                          Если семья нормально функционирует, она отличается следующими признаками: проявление терпимости в семейных отношениях, уважение членов семьи друг к другу, наличие желания быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций, умение членов семьи вести переговоры друг с другом по всем аспектам семейной жизни.

                          Возникновение любых дисфункций в семейной системе начинается с нарушения эмоциональной связи между супругами. Это приводит к тому, что постепенно пропадает близость – желание делиться внутренними переживаниями, да и просто говорить на не бытовые темы. Дисфункциональная семья это и есть семья, когда «мы хотим что-то сделать, но не можем» в силу определенных причин

                          Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждаются в помощи специалистов — психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической гра­мотности делает услуги психологов недоступными для большинст­ва семей. К тому же, в каждой дисфункциональной семье в процес­се ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, осно­ванное на понимании природы дисфункциональности, способно из­менить ситуацию.

                          Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сфе­рах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребе­нок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нару­шению личностной сферы, иногда — к психическим отклонениям. А дальше — естественные следствия: употребление ПАВ, правонару­шения, что только и становится поводом для внимания со стороны государственных структур — ОППН (ОДН), КДН. Таким образом, на настоящий момент система реагирует на последствия, зачастую оставляя без внимания истоки, причины, корни проблемы.

                          К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми.

                          Но часто все старания родителей (или матерей-одиночек) уходят впустую. Порой не хватает времени, порой – знаний и опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение ситуации не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции. Наиболее ярко это прослеживается на примере матерей-одиночек.

                          Таким образом, об отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишь условно, имея в виду отсутствие явной асоциальности, угрозы для жизни и здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, мы можем с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, т.е. психологической дисфункции.

                          Признаки дисфункциональной семьи:

                          • Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

                          • Вакуум интимности

                          • Замороженность правил и ролей

                          • Конфликтность во взаимоотношениях

                          • Недифференцированность «я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»)

                          • Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

                          • Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

                          • Склонность к полярности чувств и суждений

                          • Закрытость системы

                          • Абсолютизирование воли, контроля.

                          Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые – хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

                          Признаки функциональной семьи:

                          • Проблемы признаются и решаются

                          • Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

                          • Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

                          • Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

                          • Родители делают то, что говорят

                          • Ролевые функции выбираются, а не навязываются

                          • В семье есть место развлечениям

                          • Ошибки прощаются, на них учатся

                          • Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

                          Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

                          Стадии супружеских отношений

                          Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определенный жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах: развод , смерть одного из членов семьи.

                          В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.

                          Основные стадии:

                          1 стадия — этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребенка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии — проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают — пик разводов в этом возрасте.

                          Причины высокой частоты разводов: неподготовленность к супружеству, плохие бытовые условия, отсутствие жилой площади, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых.

                          2-я стадия — семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. От рождения первого ребенка и завершается, когда последний ребенок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребенка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребенка. Пик разводов в возрасте ребенка от 2-х до 5-ти лет.

                          Воспитательная функция — основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Дилема — что сохранять — себя или семью. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье.

                          Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей: семья с младенцем, семья с дошкольником, семья со школьником до 12 лет, семья с подростком — юношей (12-21год).

                          Затем синдром пустого гнезда.

                          Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Жил для детей, а теперь поживу для себя — начать новую семью. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой — это ситуация, когда внутри семьи ее члены переживают свои кризисы (для детей — кризис эго идентичности — поиск себя; папе с мамой под 40 — у них кризис достижений). Получается очень травматическая ситуация. Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

                          3-й этап — завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность — кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста — удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

                          Психологическая совместимость супругов

                          Психологическая совместимость представляет собой достаточно эффективное сотрудничество брачных партнеров во многообразных видах семейной деятельности, согласованное разделение труда, прав, обязанностей. Психологическая совместимость брачных партнеров основана на взаимном положительном психологическом восприятии качеств характера, темперамента, ума, привычек и потребностей. Психологическая совместимость также основана на взаимном уважении, симпатии, дружбе, любви, на единстве взглядов и представлений. Это понятие включает в себя взаимное принятие, взаимное согласие относительно вклада каждого из участников семейной кооперации. Единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, примерно одинаковая оценка жизненных ситуаций, требования к сотрудничеству — все это в какой-то мере входит в понятие психологической совместимости. Она прежде всего предполагает, что другой человек по крайней мере не вызывает отрицательных эмоций при общении, сотрудничестве, кооперации. Возможно, психологическая совместимость связана с готовностью личности идти на многие уступки в целях достижения определенных целей и результатов совместной деятельности.

                          Многие психологи считают, что супружеская совместимость – главнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлет­воренность.

                          А.Н. Обозова выделила четыре аспекта супружеской совме­стимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обосно­вана различием свойственных им критериев, закономерностей и про­явлений:

                              1. духовная совместимость – характеризует согласованность це­лополагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т.д. (основная закономерность духовной совместимости – сходство, подобие духовных укладов супругов);

                              2. персональная совместимость – характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темпе­рамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости – бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов – дополнительность структурных характеристик партнеров;

                              3. семейно-бытовая совместимость – функциональные особенно­сти брачных партнеров: согласованность представлений о фун­кциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий – эффективность воспитания детей;

                              4. физиологическая совместимость.

                              Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совмес­тимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представ­лений о функциях семьи – то есть, в принципе, все это можно обо­значить как представления о семейной жизни, а реализация этих пред­ставлений в супружестве и определяет оценку супругами собственно­го брака, их удовлетворенность семейными отношениями.

                              Исходя из выделенных А. Н. Обозовой аспектов супружеской со­вместимости, все исследования по этой проблеме можно разделить на три группы:

                              1. Структурный подход ориентирован на изучение персональной совместимости – соотношение различных статических характеристик супругов: характерологических, интеллектуальных, мотивационных и т. п. В этом случае совместимость супругов выражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающую признаками целостности, уравновешенности, завершенности. Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемой комплементарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров, членов малой группы (в данном случае такой группе является семья), должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств.

                              2. Функциональный подход основан на представлении личности через ее роли и функции в группе. Применительно к супружеству функциональ­ный подход выражается в исследовании соотношения психологических семейных ролей супругов, и представлений о семье. Совместимость при этом выступает как согласование, сходство представлений, ожиданий су­пругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей в супружеской паре. Именно такое понимание совместимости, на наш взгляд, близко к пони­манию удовлетворенности браком.

                              Сторонники функциональною подхода считают, что если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания и соответствую­щие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Здесь речь идет о ролевом конфликте, или, более ши­роко, о конфликте представлений (Арутюнян М. К)., 1983).

                              Этим, в частности, и объясняется необходимость исследования со­отношения семейных представлений супругов, распределения семейных ролей. Основная часть работ, проведенных в данном направле­нии, посвящена изучению распределения семейных ролей супругов.

                              3. И наконец, третий подход к изучению совместимости – адап­тивный – ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, разногласия, не­понимание. Этот подход является, с одной стороны, общим для для вышеуказанных, и в то же время особым направлением. Его задача – поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизации супружеского союза. Наиболее полно этот подход реализуется в фак­тической работе по оказанию психологической помощи семье, в част­ности семейной консультации.

                              Итак, понятие супружеской совместимости так или иначе опреде­ляется через понятия удовлетворенности браком, его стабильности, при этом многие исследователи под супружеской совместимостью пони­мают нечто статичное. Однако нельзя забывать, что каждая семья уни­кальна, и психологической закономерности, распространяемой на всех без исключения, не существует.

                              Семейные конфликты и стратегии их разрешения

                              Совместимость брач­ных партнеров достигается не всегда и обычно не сразу. Любой, даже самый частный аспект внутренней, глу­бинной несовместимости неизбежно проявится на поверхности в виде поведенческих конфликтов.

                              Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как есте­ственный фрагмент человеческой жизни. Конфликт может быть при­нят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Он не всегда и не везде приводит к разрушению; это один из главных про­цессов, служащих сохранению целого.

                              Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт – это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфлик­те, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непрео­доления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.

                              С.В. Ковалев замечает, что счастливые семьи отличаются не отсут­ствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью.

                              В социальной психологии в качестве составных элементов конф­ликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной сторо­ны, и ее образы у участников разногласий – с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следую­щие типы конфликтов:

                              1. Подлинный конфликт, существующий объективно и восприни­маемый адекватно (жена хочет использовать свободную комна­ту как кладовку, а муж – как фотолабораторию).

                              2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).

                              3. Смещенный конфликт – когда за «явным» конфликтом скрыва­ется нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, су­пруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).

                              4. Неверно приписанный конфликт – когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о ко­тором она уже прочно забыла.

                              5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно су­ществует.

                              6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия су­пругов, без объективных причин.

                              Г. Навайтис отмечает, что в молодых семьях обычно к кризисам приводит совокупность разрушающих факторов. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлет­воренность интимными отношениями и т.п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов со­противляться стрессу.

                              Он же указывает на то, что похожие кризисы в некоторых молодых семьях как бы запланированы. Часть молодых супругов среди мотивов, побудивших их заключить брак, указали беременность. Хотя добрачная беременность не является безусловной причиной будущего семейного кризиса, она может подтолкнуть к юридическому оформлению интимной связи и те пары, которые недостаточно подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей, а также нередко не подготовлены к браку материально.

                              Причины супружеских конфликтов

                              В.А. Сысенко причины всех супружеских конфликтов под­разделяет на три большие категории:

                              1. конфликты на почве несправедливого распределения труда (раз­ные понятия прав и обязанностей);

                              2. конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребнос­тей;

                              3. ссоры из-за недостатков в воспитании.

                              По поводу первой причины следует отметить, что главным в рас­пределении семейных обязанностей является именно их согласован­ность, вследствие чего и традиционная, и эгалитарная модели семьи могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов. Поиски этой согласованнос­ти могут быть сопряжены с конфликтами. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять свою семей­ную жизнь. При этом чем более эти представления не совпадают, тем менее прочной является семья и тем больше в ней возникает опасных для нее ситуаций. В подобном случае можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте, или более широко, о конф­ликте представлений.

                              Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими, ожидания и соот­ветствующие им требования, семья является заведомо малосовмести­мой и конфликтной. Поведение каждого, отвечающее его индивидуаль­ным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера как неверное и даже злонамеренное.

                              С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потреб­ности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если пред­ставления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рас­согласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается.

                              Американские исследователи В. Мэтьюз и К. Миханович выделя­ют 10 наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастливых семьях супруги: не думают одинаково по многим вопросам и проблемам; плохо понимают чувства другого; говорят слова, которые раздражают другого; часто чувствуют себя нелюбимыми; не обращают внимания на другого; испытывают неудовлетворенную потребность в доверии; ощущают потребность в человеке, которому можно довериться; редко делают комплименты друг другу; вынуждены часто уступать мнению другого; желают большей любви.

                              С. В. Ковалев утверждает, что, по мнению многих психологов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий:

                              • нормальное бесконфликтное общение;

                              • доверительность и эмпатия,

                              • понимание друг друга;

                              • нормальная интимная жизнь;

                              • наличие Дома.

                              Восприятие конфликтных ситуаций в супружеской жизни, прежде всего, зависит от личных качеств каждого из супругов. Трудности кон­троля собственного поведения возникают и в ситуациях постоянного переутомления. Так, у замужних работающих женщин в домашней сре­де возникают неадекватные реакции, когда они остро реагируют на обычные шалости или проступки детей, занятия мужа и т. д.

                              Многие авторы связывают конфликтность-успешность отношений с моделями поведения в семье родителей. Так, люди неосознанно используют в своей семье модель отношений родителей независимо от того, нравятся они ему или нет. Конфликты в молодых семьях связа­ны с различием тех правил, которые каждый из супругов вынес из сво­ей родительской семьи. Так, в некоторых семьях конфликты принято разрешать немедленно и эмоционально, тогда как в других – рацио­нально и хладнокровно, предварительно разойдясь и успокоившись. В результате люди усваивают различные способы разрешения конф­ликтов в прасемьях и в своей семье ведут себя также, при этом каждый считает, что разрешает конфликт правильно, а другая сторона – нет. Каждый считает, что другой нарушает правила. То же касается правил относительно ведения хозяйства, финансовых расходов.

                              Многими психотерапевтами в качестве причин конфликтов и труд­ностей общения называются нарушения в семейной коммуникации.

                              Тактики разрешения супружеских конфликтов

                              Говоря о разрешении супружеских конфликтов, В.А. Сысенко считает, что нужно:

                              • поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;

                              • постоянное демонстрировать взаимное уважение и почтение;

                              • стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и нервозности;

                              • не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спут­ника жизни;

                              • не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;

                              • шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение;

                              • разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие бе­зопасные темы;

                              • не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и изме­не, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возник­шие подозрения;

                              • помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и дру­гих положительных качеств.

                              Применительно к семенным конфликтам следует избегать деструктивных тактик (игнорирование, принижение личности парт­нера, эгоцентризм) и пользоваться позитивными. Например, исполь­зовать в межличностных отношениях так называемое активное слу­шание – систему действий, способствующих сосредоточению внима­ния слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера, восприятию и пониманию сказанного (и не сказанного им). Весьма актуальными в семейно-брачных отношениях является использование подчеркивания значимости партера (высказывании, передающих партнеру сообщения о том, что его вклад ценят, его уважают, благодарны ему, восхищаются им), а так­же подчеркивания общности с партнером (высказывания, констати­рующие сходство между творящим и его партнером, общие черты, общность позиций, переживаний, опыта и др.).

                              Причины и мотивы разводов

                              Причины роста разводов. Среди причин роста числа разводов различные авторы выделяют несколько групп факторов. Экономические факторы – частота разво­дов уменьшается в трудные времена и поднимается во времена эконо­мического благополучия. Политические факторы сказываются в том, что в «либеральные» времена и в годы социальных экспериментов количество разводов обычно уве­личивается. В более консерватив­ные времена число разводов падает. Расовые различия (уровень разводов у чернокожего населения в два раза выше, чем у белых. Выделяют также религиозные различия (у католиков уровень разводов ниже, чем у про­тестантов).

                              Отечественные психологи выделяют следующие причины разводимости: кардинальные изменения в брачно-семейных отношениях – высокий уровень женской занятости в общественном производстве, образовательный уровень женщин, возникновение противоречий между материнскими и производственными функциями женщин.

                              Причины разводов. Под мотивами, как правило, понимаются различ­ные условия, поводы и обстоятельства, повлекшие за собой развод. Причем сильно варьируется число и важность мотивов. Примеров классификации мотивов разводов может служить следующая:

                                1. несоответствие (несовместимость) характеров;

                                2. нарушение супружеской верности;

                                3. плохие отношения с родителями (вмешательство родителей других родственников;

                                4. пьянство (алкоголизм);

                                5. вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в. брак;

                                6. осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.

                                За указанными мотивами разводов часто скрыты более основательные и серьезные расхождения между супругами. Материалы бракоразводных процессов наиболее достоверны в тех частях, которые свиде­тельствуют о таких фактах, как пьянство и алкоголизм мужа, измена, создание другой семьи, раздельное проживание по объективным при­чинам. Субъективные причины: муж может быть недоволен лидерством жены в семье, ее властностью, сверхопекой, тем, что она позволяет оскорбительные, замечания, унижающие его достоинство. Иногда между супру­гами существует дисгармония в интимных отношениях.

                                Наибольшая интенсивность разводов приходится на возраст­ную группу 25–29 лет. Сопоставление с периодизацией браков показывает, что наиболее опасный с точки зрения стабильности брака период – так называемые «совсем молодые браки» – (от 0 до 4 лет). В этот период возникают трудности психологической адаптации, вхождения в роли мужа и жены, распределения обязанностей в семье, проблемы веде­ния общего хозяйства. Напряженность в отношениях увеличивается при появлении детей, жилищных и финансовых проблем.

                                «Пожилые браки» (свыше 20 лет). К их особенностям относятся от­деление детей, оттеснение прежней взаимозависимости по уходу за Детьми и их воспитанием на второй и третий план. Возможны такие Негативные явления, как некоторая усталость супругов друг от друга, иногда автономия в досуге и развлечениях, определенная дисгармо­ния сексуальных потребностей и возможностей, психологическое от­чуждение. Наиболее частые мотивы разводов в этот период – пьянство или алкоголизм, измена или подозрение в измене.



                                Источник: studfile.net


                                Добавить комментарий