Умение работать в паре

Умение работать в паре

Методическая разработка

«Парная форма работы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ№9 Майкопского района

Литвиновой Л.А.

Содержание

Введение

1. Сущность и формы интерактивного обучения (парная работа).

2. Требования ФГОС как основа применения парной работы на уроках русского языка.

3. Методика применения парной работы на разных этапах урока

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта происходит постоянное усовершенствование организации учебного процесса, направленное на развитие различных сторон личности ребенка, на его системное вовлечение в деятельность в качестве её субъекта. Методологической основой образовательного процесса становятся системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Такой подход подразумевает ориентацию на индивидуальность каждого обучающегося, рост творческого потенциала, познавательной активности, применение различных форм учебного взаимодействия.

Одним из обязательным требований ФГОС является формирование коммуникативной компетентности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Важное условие активизации познавательной деятельности учащихся является способность работать как индивидуально, так и в парах и в группе, умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Кроме того, учащимся в процессе учебной деятельности учатся принимать решения, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Полагаю, что интерактивное обучение (парная и групповая работа) как один из путей реализации требований стандарта будет способствовать решению проблемы эффективного развития навыков познавательной деятельности. Такая форма работы позволяет включиться в активную познавательную деятельность каждому ученику, формирует умение анализировать и оценивать свою работу и работу своих товарищей, способствует развитию коммуникативных способностей, умению формулировать и аргументировать свое мнение, выслушивать мнение других.

В парной и групповой проявляется субъектная активность школьника, его осознание свое роли в качестве творца собственной учебной деятельности.

Объект разработки – интерактивное обучение на уроках русского языка.

Предмет — приемы организации парной и групповой работы на уроках русского языка в 5-11 классах.

Цель разработки –показать эффективность использования парной и групповой работы в обучении русскому языку для формирования навыков познавательной деятельности, обеспечения субъектной позиции школьника, повышения уровня овладения предметными знаниями и умениями.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1) провести анализ научной литературы по данной теме;

2) изучить особенности парной как одной из ведущих форм интерактивного обучения;

3) провести анализ путей использования парной и групповой работы в обучении русскому языку в 5-11 классах;

4) выявить приёмы включения парной и групповой работы в урочную деятельность учащихся;

5) разработать варианты уроков по изучению морфологических тем с использованием парной и групповой работы;

6) провести апробацию разработанных вариантов парной и групповой работы на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах.

Для исследования темы, мною были изучены работы, касающиеся теории интерактивного обучения, форм и способов его организации, описании приемов и способов их организации в урочной деятельности. Это труды И.В. Аракчеевой, И.Н. Булгаковой, А.И. Гавриш, Л.К. Гейхман, Н.Н. Н.О. Долгаевой, М.Ю. Доронцова, О.Г. Канунниковой, А.Е. С.С. Мартыновой, И.В. Сафроновой,

Новизна разработки заключается в обосновании необходимости использования интерактивного обучения (парной работы) как одного из путей реализации требований ФГОС, а также систематизации приёмов этих форм на разных этапам обучения русскому языку в 5-11 классах.

Практическая значимость работы связана с тем, что полученные результаты могут быть использованы на различных типах уроков русского языка в 5-11 классах и при изучении различных тем, в частности, при изучении морфологии.

Апробация. Результаты работы по данной теме обсуждались на заседаниях методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ№9 Майкопского района, районного методобъединения учителей русского языка. Статьи по данной теме были представлены на республиканских педчтениях, межрегиональной научно-практической конференции в 2018 г.

1. Сущность и формы интерактивного обучения (парная и групповая работа).

Понятия «интеракция» и «интерактивный» значит основанный на общении, взаимодействии. Применительно к образовательному процессу интерактивное обучение означает наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимися.

Интерактивное обучение подразумевает взаимодействие учащегося с учебной средой, являющегося источником усваиваемого опыта. При этом учащийся становится полноправным участником образовательного процесса. Кроме того, при интерактивном обучении взаимодействие педагога и ученика: инициативность ученика приравнивается по значимости к деятельности педагога, а учитель создает условия для активной познавательной деятельности учащегося.

Интерактивное обучение способствует развитию индивидуальности, личности, самоопределению и самоорганизации обучающегося, повышению интереса к изучаемому предмету, школьник добровольно включается в активную познавательную учебную деятельность, поэтому некоторые ученые педагоги считает интерактивное обучение инновационным.

И.В. Сафронова отличием интерактивного обучения от других считает активизацию мышления, высокую степень мотивации, постоянное взаимодействие педагога и обучающихся посредством прямой и обратной связи, направленность на развитие индивидуальных и интеллектуальных умений и навыков.

Интерактивный метод, основой которого является взаимодействие, предполагает обмен информацией не только между учителем и учениками, но и общение учащихся друг с другом. В интерактивном обучении используются преимущественно активные методы. К методам интерактивного обучения исследователи относят: эвристическую беседу, мозговую атаку, круглый стол, деловые игры, ролевую игру, работу над проектом, дискуссии, тренинги, работу в группах.

Наиболее востребованные формы интерактивного обучения на современном уроке – парная и групповая работы.

Обратимся к анализу особенностей парной работы. По мнению О.Г. Канунниковой, пара – это элементарная и универсальная форма развития социального человека. В парной работе представлены все возможности личностного, познавательного и социального развития. Главным преимуществом парной работы она считает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику. Такая работа предполагает активное взаимодействие двух учащихся.

Особенности использования парной и групповой работы идентичны: необходимо продумать организацию работ в паре и группах, учитывая интеллектуальные возможности учащихся и их взаимоотношения в коллективе. Кроме того, парная и групповая работа позволяет включить в познавательную деятельность всех учеников. Работа в паре побуждает интерес к учебной деятельности, повышает уровень ответственности учащегося за проделанную работу, а также способствует развитию навыкам контроля и самоконтроля.

Парная работа – это деятельность учителя с одним учеником или работа двух учеников. Некоторые ученые, в частности Г.К. Селевко и В.К. Дьяченко, работу в динамических парах определяют как «коллективный способ обучения, где каждый учит каждого».

Таким образом, парную работу определяют как особую организационную форму учебного процесса двух обучающихся по достижению общей цели.

Специфика парной работы заключается в том, что, прежде всего, это совместная работа двух учеников, их взаимодействие. Она предполагает активную интерактивность двух учащихся от начала и до конца.

Е.Ю. Рыжкина считает, что именно парная работа на уроке позволит ученикам раскрыться и активно включиться в процесс усвоения нового. По ее мнению, при работе в паре «процесс обучения станет для ученика более увлекательным, позволит ему быть активнее, сформирует ответственное

Некоторые ученые, в частности Г.К. Селевко и В.К. Дьяченко, работу в динамических парах определяют как «коллективный способ обучения, где каждый учит каждого».

Таким образом, парную работу определяют как особую организационную форму учебного процесса двух обучающихся по достижению общей цели.

По мнению Н.Н. Булгаковой и Н.В. Кузьминой, целью парной и групповой работы является необходимость научить школьников общаться друг с другом. Кроме того, учащимся важно понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее индивидуальной

О.Г. Конунникова считает, что парная работа имеет большое значение для формирования УУД. По ее мнению, ученик именно в парной работе определяется с учебной задачей с помощью партнера, учитывая свою и другую точку зрения. Работая в паре, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается его самооценка, растут познавательная активность и мотивация. В парной работе партнеры совместно регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат. Кроме того, за счет обмена информацией в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходят рефлексия способов познания. Также развиваются коммуникативные способности, учащиеся формулируют мысль, учатся слушать и слышать собеседника, высказывают свою точку зрения и в случае непонимания аргументируют собственное мнение.

2. Требования ФГОС как основа применения парной работы на уроках русского языка.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. ФГОС указывает на необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Среди предметных достижений приоритетным признано развитие всех видов речевой деятельности с целью обеспечения успешной коммуникации в познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход при обучении русскому языку предполагает:

— использование заданий и упражнений, связанных с жизненными ситуациями;

— акцент на развитие метапредметных умений;

— постановка целей деятельности совместно с обучающимися;

— обучение построению плана достижения цели любой деятельности;

— организация учебного сотрудничества (сверстники и/или взрослые) в процессе реализации планов;

— включение заданий на работу с информацией;

— дифференциация учебно-познавательных заданий (в том числе домашних);

— стимулирование самоконтроля и самооценки;

— развитие инструментов «обратной связи» и рефлексии. 

 При системно-деятельностном подходе необходимо опираться на самостоятельную работу обучающихся, которые осуществляют поиск и работу с информацией, перерабатывают материал. Учитель при этом выступает как координатор, вдохновитель («пояснил, направил и отошел в сторону»). Обучающиеся прежде всего должны уметь говорить, общаться. Письменная речь уходит на второй план. 

Если выявить сходные составляющие в других группах результатов, то метапредметные результаты включают способность извлекать информацию из различных источников, умение отбирать и систематизировать учебный материал, определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), способность участвовать в речевом общении, осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и умение выступать перед аудиторией сверстников; личностные результаты подразумевают развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся.

Таким образом, цель образования – подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы, искать

Парная и групповая работа как формы организации учебной деятельности могут повлиять на повышение мотивации и результативности усвоения учащимися тем курса русского языка, если:

1) учитывать все необходимые требования к организации парной и групповой работы;

2) распределят роли в группе так, чтобы совершенствовались предметные знания, специальные и универсальные познавательные умения каждого участника группы;

3) создавать условия для представления результатов работы в паре и группе любым учащимся, в том числе и «слабым», при этом другие участники пары или группы работают на его подготовку к ответу;

4) применять групповую и парную работу на различных этапах обучения русскому языку;

5) выбирать форму интерактивного обучения с точки зрения её результативности для освоения предметного содержания на данном этапе.

Парная работа имеет большое значение для формирования УУД. Ученик именно в парной работе определяется с учебной задачей с помощью партнера, учитывая свою и другую точку зрения. Работая в паре, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается его самооценка, растут познавательная активность и мотивация. В парной работе партнеры совместно регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат. Кроме того, за счет обмена информацией в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходят рефлексия способов познания. Также развиваются коммуникативные способности, учащиеся формулируют мысль, учатся слушать и слышать собеседника, высказывают свою точку зрения и в случае непонимания аргументируют собственное мнение.

Эффективность парной работы признаётся практически всеми педагогами. Но используем ли мы эту форму деятельности в полной мере? Несмотря на то, что в последнее время большее внимание уделяется внедрению в образовательный процесс инновационных технологий, мы не можем умалять роль традиционных форм работы, т.к. многие из них дают прекрасные результаты и не до конца исчерпали свои возможности.

Чаще всего работу в паре мы используем на этапе закрепления изученного. Проверка усвоения теории, словарная работа, взаимопроверка по образцу, данному учителем, – вот, пожалуй, и все формы работы в парах. Но ведь в парах можно обсуждать что-либо, совместно изучать новое, обучать друг друга, тренировать и проверять, выполнять задания творческого характера, работать над проектом и т.п.

Парная работа выводит каждого ученика на самооценку, самокоррекцию, помогает ребенку увидеть проблему по-новому, включает детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. Взаимное парное обучение существенно облегчает работу учителя и обладает свойством мотивировать учеников к учению. 

Основные цели парной работы

Коммуникативная культура

Взаимообогащение

Навыки ведения дискуссии

Определение позиции и аргументации

Культивирование положительных эмоций, эмоциональная поддержка

Самоутверждение и самореализация

Опыт учебной деятельности: цель – планирование – рефлексия

Построение деловых отношений

Формы работы в парах, направленные на формирование коммуникативных УУД:

Организация взаимной проверки заданий

Обсуждение участниками способа своего действия

Проектные заданий

Разучивание

Пересказ

Составление плана

Объяснение, обмен оптом

Работа над сочинением

Парная работа применяется на этапах урока:

Этап актуализации знаний (устная работа)

Этап закрепления и повторения (самостоятельная работа)

Этап реализации проблемной ситуации

Этап обобщения и формулировки выводов

2. Методика применения парной работы на разных этапах урока

Как уже отмечалось, парная работа продуктивна на уроках закрепления изученного материала. Работа в парах позволяет организовать взаимодействие школьников так, что они могут обсуждать изученный материал, делиться идеями, тем самым дополняя имеющиеся знания и умения. Работая в парах, учащиеся повторяют теоретические знания, совместно отрабатывают навыки их применения, выявляют и корректируют пробелы в собственных знаниях.

Как перевести индивидуальные упражнения в парные?

Способ 1. «Одна голова хорошо, а две – лучше» (для парной работы предлагать более сложные задания).

Способ 2. «Разъединение – объединение». Например: шаг 1 – прочитай текст самостоятельно; шаг 2 – расскажи товарищу (не учителю!), о чём ты прочитал; шаг 3 – поработайте в парах: сравните материал, сделайте вывод.

Способ 3. Создание ролевых ситуаций (задание: разыграйте диалог, каждому субъекту в паре предлагается роль, запишите свою версию диалога). Способ 4. Использование игровых моментов. Например: подберите причастия с теми же суффиксами, которые есть в данных словах. Выиграет та пара, которая за 5 минут правильно подберёт больше причастий! В условиях реализации ФГОС ООО важна фиксация времени и выстраивание алгоритмов! 

Когда может использоваться парная форма работы?

1. При введении теории:

— «тихое» обсуждение теоретического материала;

— «тихое» чтение с последующими вопросами друг другу;

— составление таблицы по прочитанному материалу;

— перевод схемы в таблицу с примерами; перевод таблицы в текст (задание: проанализируйте таблицу и сформулируйте правило).

Например: на 1-ом уроке по теме «Имя прилагательное» в 6 классе обучающимся предлагается карточка (одна на пару). 

Шаг 1. Вспомните, что вы знаете об имени прилагательном. Расскажите об этом друг другу, поделитесь с соседом по парте своими знаниями.

Шаг 2. Попробуйте объяснить, какие особенности этой части речи отражены в термине имя прилагательное. Для этого выполните совместное задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова/словосочетания. Вы можете воспользоваться материалом учебника «Теории». Прилагательное – это имя, так как оно называет ________________________. Следовательно, имя прилагательное относится к группе _______________________ частей речи. Прилагательное в речи связано с ___________________, как бы «прилагается» к нему, потому что обозначает ____________________________, названного этим существительным. Имя прилагательное связано с существительным, к которому «прилагается», не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в _____________, _______________ и _________________. Отличительные особенности морфологических признаков имен прилагательных: они изменяются не только по _______________ и ______________, но и по _____________; во множественном числе род прилагательного не определяется, так как форма прилагательного при существительных разного рода одинакова. 

Когда может использоваться парная форма работы?

1. При обобщении теории (в финале урока). Например: «В таблице обобщённо представлены признаки причастий. Заполните таблицу примерами».

3. В тренинге (в процессе выполнения практических заданий, упражнений). Например: взаимодиктанты по подготовленным учителем текстам или текстам, подготовленным обучающимися.

4. При организации аудирования. Например: «Внимательно послушайте текст. При втором прослушивании записывайте только…. Какие пословицы из этого текста вы не выписали? Запишите по памяти». 

5. При организации работы с текстом. Например: «посмотрите текст…» — непривычная формулировка задания (чтение может быть и просмотровым). Основной принцип – текстоцентрический (на каждом уроке русского языка должна быть работа с текстом).

6. В проектной деятельности. Для проекта важна личностная значимость для ученика. Необходимо сформулировать проблемный вопрос, обосновать выбор вида познавательной деятельности. 

Виды проектов 1. Практико-ориентированные (задача – создать продукт, который будет служить учебным целям). Например: «Проанализируйте числительные, обозначающие десятки первой сотни. Попробуйте самостоятельно объяснить, как они образовались. Обратите внимание на числительные сорок, девяносто. Найдите информацию о происхождении этих числительных и составьте небольшую заметку на тему «Это интересно».

2. Информационные (задача – собрать информацию). Например: «Записывайте в течение месяца ошибки, которые вы заметили в ваших школьных сочинениях, своей речи или речи окружающих». 

3. Исследовательские. Например: «Происхождение современных деепричастий».

4. Творческие. Например: «Составьте собственный словарь по определенной теме». 

Рассмотрим пример урока закрепления с использованием парной работы в 5 классе по теме: «Собственные имена существительные».

На этапе актуализации имеющихся знаний с учащимися следует повторить изученный материал. Учитель организует фронтальный опрос. Вопросы могут быть следующие: дать определение имени существительному как части речи, перечислить постоянные морфологические признаки имени существительного, рассказать о собственных имена существительных, какие из них пишутся с заглавной буквы, какие нужно заключать в кавычки, привести примеры.

Далее учитель предлагает решить лингвистическую задачу: одному ученику задали выписать из текста собственные имена существительные, а другому – выписать имена существительные, которые являются названиями единичных предметов. Одинаковое или разное задание получили ребята? Почему?

После повторения теоретических сведений учащиеся коллективно выполняют практическое задание:

Прочитайте предложения, исправьте ошибки.

Улетел орёл за город орёл. Иван блинов съел много блинов. Наш шарик поймал воздушный шарик. Не бойся морозов, морозов Сережа.

В процессе выполнения тренировочных заданий и упражнений по изученной теме школьники объединяются в пары и выполняют задания:

Найди пару и исправь ошибки.

Река Опять двойка

Край «М.Ю. Лермонтов»

Писатель Волга

Картина краснодарский

Поэт «Л.Н.Толстой».

Распределите имена существительные, составив словосочетания.

Город, птица, теплоход («Орёл», Орёл, орёл),

Журнал, яркий (огонёк, «Огонёк»)

Добросовестный, газета (труд, «Труд»)

Далее учащиеся в парах выполняют такое задание:

Составьте и запишите предложения, в которых одно и то же слово употреблялось бы в разных значениях и с разным написанием: (П, п)ушок, (О, о)гонек, (З, з)емля, (С, с)оня. Один ученик составляет предложения с именами собственными, другой ученик – с нарицательными. После чего школьники в паре обмениваются результатами и проверяют друг друга.

На этапе контроля усвоения знаний и степени сформированности умений и навыков в конце урока закрепления ученики работают самостоятельно и выполняют задание.

Определитесь с правописанием и разбейте имена собственные на тематические группы: названия литературных произведений; названия исторических событий; фамилии, имена, отчества людей; географические объекты.

«В(в)инни-П(п)ух и все-все-все», А(а)фрика, А(а)льпы, М(м)ихаил Ю(ю)рьевич Л(л)ермонтов, П(п)ётр И(и)льич Ч(ч)айковский, Н(н)ил, В(в)еликая О(о)течественная В(в)ойна, «В(в)орона и Л(л)исица», И(и)саак И(и)льич Л(л)евитан, Н(н)евская Б(б)итва, Н(н)ева.

Дополните каждую группу своими примерами.

После выполнения задания учащиеся обмениваются работами в паре и проверяют друг друга.

В качестве домашней работы ученикам предлагается творческое задание: составьте небольшой рассказ о себе, включая в него имена собственные. В рассказе ученик может написать о своем городе и улице, рассказать о своих родителях, домашних животных, о любимом художественном произведении, фильме или мультфильме.

На уроке закрепления в 5 классе по теме «Повелительное наклонение глагола» учащиеся работают в парах. Каждой паре предложено задание: повествовательные предложения преобразовать в побудительные. Участники работы в паре сначала обсуждают, как это можно сделать, то есть определяют средства деятельности (заменить глаголы изъявительного наклонения на глаголы повелительного наклонения). Затем выполняют необходимые действия. После этого один ученик в паре читает получившиеся предложения, а другой слушает его и рассказывает, при помощи каких языковых средств был образован глагол повелительного наклонения, и как изменилось значение предложения. Таким образом, учащиеся совместно выполняют задание, проверяют и контролируют полученные результаты.

На уроке повторения в 5 классе по теме: «Слитные и раздельные написания» рассматриваются сразу несколько правил. Это правила правописания приставок и предлогов, которые школьники изучали в начальной школе, и правило правописания частицы НЕ с глаголами.

В начале урока повторения учитель организует устный взаимоопрос в парах. Задания для взаимоопроса могут быть следующие: рассказать о правилах правописания приставок и предлогов и о правописании частицы НЕ с глаголами, привести примеры.

Учащиеся работают в парах. Один ученик рассказывает соседу по парте правило, другой приводит примеры, объясняет их. Затем школьники меняются ролями. При возникновении ошибок учащиеся поправляют друг друга. Учитель может спросить любую пару. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (диалог, создаваемый самими учащимися, привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

После устного взаимоопроса учащимся предлагается письменное задание: на отдельной карточке каждый ученик пишет шесть словосочетаний (по два на каждую повторяемую орфограмму: правописание приставок, предлогов, частицы НЕ с глаголами). Затем в паре учащиеся обмениваются карточками и проверяют правильность подбора примеров и их написания.

В качестве дополнительного задания учащимся можно предложить составить диктант для соседа на изученные правила. При этом учитель заранее говорит, из скольких словосочетаний должен состоять диктант. В этом случае школьники дома готовят диктант со скобками на месте написаний, соответствующих орфограмме, указывают фамилию того, кто составлял работу. Во время урока учащиеся обмениваются карточками, выполняют задание и подписывают внизу фамилию того, кто выполнил работу.

Далее учащиеся выполняют практические задания.

Для парной работы школьникам предлагается лингвистическая задача:

Запишите слова, раскрывая скобки. Как их нужно записать, чтобы не осталось сомнений?

(За) нос, (под) нос, (за) дачей, (до) сада, (с) ухой, (за) дело, (со) сна.

Выполняя данное задание в парах, учащиеся могут обсуждать способы решения задачи. Они приходят к выводу, что такие слова можно писать и слитно, и раздельно. Один ученик может объяснить, почему такие слова пишутся по-разному, а второй – рассказать правило.

Для работы в паре учащимся предлагается следующее задание:

Распределить глаголы на две группы, объяснить принцип деления:

(Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит.

Один ученик записывает первую группу, второй – вторую.

Последнее контрольное задание учащиеся выполняют самостоятельно. В контрольное задание следует включить все изученные случаи слитного и раздельного правописания.

Задание: спишите текст, раскрывая скобки.

Он был (в) саду пустом,

Он (на) террасе лег,

Он целый час лежал пластом,

Он (не) хотел махать хвостом,

Он даже есть (не) мог.

Ребята вспомнили (о) нем –

Вернулись с полпути,

Они (в) бежать хотели (в) дом,

Но он (не) дал войти.

Он им навстречу, (на ) крыльцо,

Он всех подряд лизал (в) лицо.

(А. Барто).

Оценивать работу учащихся можно по ответам во время взаимоопроса и по выполненным письменным заданиям.

На этапе повторения темы «Способы передачи чужой речи» в 6 классе, учащиеся работают в парах. В паре ученики могут повторить постановку знаков препинания, а затем, используя один и тот же дидактический материал, составить предложения с прямой речью и диалог.

Для повторения в парах учащимся можно заранее приготовить друг для друга карточки с фрагментами предложений с прямой речью, которые нужно дополнить и расставить знаки препинания. Например:

1. Директор завода предупредил_______________________________

2. ____________________________ убежденно говорил капитан нашей команды.

3. Продавец убедительно предупредил_____________________________

4. _________________________________ зайдя в класс, сказал учитель.

5. ______________________________________сообщили в новостях.

Также учащимся можно предложить диалог, который разделен на реплики и слова автора. Всё это представлено на карточках разного цвета и перемешано. Задача учащихся заключается в том, чтобы они в парах составили из данных карточек диалог и рассказали его по ролям.

Далеко- далеко, за тёплыми морями

Что это?

объяснил Павел.

Куда же они летят?

спросил вдруг Костя, приподняв голову.

Есть.

Павел прислушался.

Далеко?

Это кулички летят, посвистывают.

А туда, где, говорят, зимы не бывает

А разве есть такая земля?

Таким образом, учащиеся повторяют изученный материал о способах передачи чужой речи, учатся составлять предложения, соблюдая правила постановки знаков препинания, а также разыгрывают между собой диалог.

При изучении данной темы можно ознакомить учащимися с жанром интервью и его особенностями. Для парной работы можно предложить такое задание: составить интервью с известной личностью, где один ученик будет выступать в качестве интервьюера (тот, кто берет интервью), а второй ученик – в роли собеседника (например, какая-либо известная личность).

Парная работа в устной работе

В устной работе можно использовать такие виды заданий:

а) взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

б) один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

в) Игра «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе’. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать й т.д.). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.

г) Игра «Эхо», целью которой является усвоение классификации согласных. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это- ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Парная работа в письменной работе

а) На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.

б) Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

г) «Графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

д) После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно

г) Упражнение «Данные из анкет». Напишите свою характеристику и характеристику своего товарища. Сравните ваши характеристики, умеете ли вы оценивать себя?

Парная работа при выполнении домашнего задания

а) «Словарный диктант для соседа». Заранее говорится, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…»

б) найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания.

в) на дом можно дать задания творческого характера: написать сочинение, сочинение – миниатюру, лингвистическую сказку. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно использовать «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием существительных общего рода, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и находят эти существительные, т.е. выполняют грамматическое задание.

 г) орфографические игры. «Найдите слог с нужной гласной». Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными. Ход игры: словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко- ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины; мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл.

Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5-10 слов). Задание: кто быстрее и правильнее «соберёт» эти слова и выложит их на парте.

  Если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссворда.

Парная работа при написании сочинений

При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки: что-то сам ученик исправит, а что-то сосед увидит, поможет переделать.

Пример задания: Запишите все слова, обозначьте в них основу и корень. Сравните ваши результаты и проверьте себя по словарю

Пример задания для парной работы: Гражданин – горожанин, предать – передать, глава — … , власть — … , глас — …

Задание: Какие группы слов сопоставляются? Слова из первой и второй группы употребляются в современном языке по – разному. Обсудите, в чем различие между ними.

Пример задания: Самостоятельно составьте толкования фразеологизмов из упражнения, запишите их и попросите одноклассника угадать по ним сами выражения. Проанализируйте результаты… Сопоставьте свои толкования с определениями из словаря, исправьте неудачные формулировки.

6 класс. Ударение Расставь правильно ударение.

1. Договор, щавели. 2. Звонит, жалюзи. 3. Магазин, баловать. 4. Алфавит, средства. 1. Красивее, документ. 2. Положил, километр. 3. Столяр, понял. 4. Дремота, центнер. Кто быстро и правильно расставит в словах ударение? 

Слог. Слово.

Соберите и запишите слова. Ча – гал – та, да – у – ча, щай – про, чар – ов – ка, вели – ща, та – зай – ча, ре – ищу – нок, жиры – ки, ча – встреч, шин – сне – Ки.

Парная работа на уроках литературы

После изучения романа И.С Тургенева  «Отцы и дети» предлагается ознакомиться с работами Писарева и Антоновича, по-разному трактующих образ Базарова,  а после анализа  драмы Островского «Гроза» в парах обсуждается позиция Добролюбова и Писарева. Ученики не только знакомят друг друга с основными тезисами критических статей, но и вступают в дискуссию, а также  пытаются найти «золотую середину», выразить свою позицию по данному вопросу.

На стадии обсуждения используются и проблемные вопросы, побуждающие участников процесса к более внимательном, вдумчивому чтению. Например, в 11 классе на урок один ученик готовит вопросы по образу Луки, другой – Сатина. Это помогает  в решении одного из основных вопросов социально – философской драмы «На дне»: что важнее: истина  или сострадание? Обсуждая проблемный вопрос : кто нужен  обществу — Обломов  или  Штольц,  ученики составляют  сравнительную характеристику героев, а  разбираясь в  конфликте «отцов» и «детей» пытаются понять  не только позицию герое , но и авторскую.  Итоги  обсуждения могут быть  оформлены  в виде таблицы, презентации, учебного ролика, сочинения-миниатюры, опорного конспекта и т.п. В диалоге представления каждого из партнеров по поводу предмета обсуждения расширяются, углубляются, уточняются.

При изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» с целью освоения художественного текста, для пары постоянного состава могут быть такими:
Прочитайте текст (действие 2, явление 4). Проанализируйте, как ведут себя Катерина, Тихон. Каково ваше отношение к ним?

Охарактеризуйте поведение Катерины (действие 2, явление 10). Какой предстает она в данной сцене? 

На уроке каждый из учащихся делает краткое сообщение о подготовленном им учебном задании: оценивает поступки действующих лиц. Затем учащиеся приступают к анализу художественного текста, обмениваются мнениями, вырабатывают общую точку зрения. Идет процесс взаимного обогащения знаниями, приобретаются навыки ведения дискуссии. 

Парная форма работы при подготовке к ГИА

Хорошо работать в парах при написании части С в ЕГЭ и ГИА. Ученики  в процессе изучения предложенного текста выявляют проблему, определяют авторскую позицию, обсуждают, какие аргументы можно привести. Можно  провести своеобразное соревнование, кто подберёт наибольшее количество аргументов из художественной литературы, какая пара более точно сформулирует проблему и т.п.

В парах  происходит и подготовка к ЕГЭ по литературе во внеурочное время. Ученики в паре проверяют друг у друга часть В и С. Часть В проверяется по ключам, а к части С пишут комментарий к работе друг друга, вносят дополнения и по электронной почте пересылают учителю.

Таким образом, работа в парах на уроках закрепления и повторения позволяет учащимся взаимодействовать в учебной деятельности, помогает выявить и скорректировать пробелы в знаниях каждого учащегося. Кроме того, парная работа воспитывает готовность к взаимопомощи.

Заключение

В настоящее время одной из целей образования является его усовершенствование и развитие особенностей личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает формирование индивидуальных качеств каждого школьника и его системное вовлечение в субъектную деятельность. Именно системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы дают возможность осуществить самостоятельное усвоение новых знаний, умений и компетенций и становление учащегося в позицию субъекта учебного процесса.

Целью нашего исследования стало выявление эффективности использования парной и групповой работы в обучении русскому языку для формирования навыков познавательной деятельности, обеспечения субъектной позиции школьника, а также повышения уровня овладения предметными знаниями и умениями.

Анализ литературы по проблеме исследования и требований ФГОС к процессу обучения школьников позволил прийти к выводу о возможности использования форм интерактивного обучения (парной и групповой работы) для реализации системно-деятельностного подхода при изучении курса русского языка в 5-11 классах.

Мы рассмотрели особенности организации учебной деятельности при использовании парной и групповой работы на этапах открытия нового, закрепления, повторения, обобщения и контроля и смоделировали уроки для изучения морфологических тем в 5-11 классах. Эффективность предложенных рекомендаций была проверена на практике.

Разработанные уроки с использованием парной и групповой работы были успешно проведены в 5 и 6 классах МБОУ СОШ№9 Майкопского района.

Список литературы

Аракчеева И.В., Черепанова Е.В. Парная работа – способ овладения учебным диалогом // Обучение и воспитание: методика и практика. 2014 – С. 42-44.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.

Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988 – 191с.

Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990 – 368с.

Бондаренко М.А. Интерактивные формы работы на уроках русского языка как условие формирования речевой культуры учащихся // Проблемы современного филологического образования. 2016. – С. 40-44.

Брулёва Ф.Г. Интерактивные технологии в обучении русскому языку на профильных классах средней школы (групповая работа) // Успехи современного естествознания 2014. – С. 131-134.

Гавриш А.И. Групповая работа – основная организация образовательного процесса в начальной школе // Инновационные процессы в образовании. 2017. – С. 95-97.

Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (подход и модель). –

Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. – 260с.

Грищенко Л.А. Использование групповой работы при формировании УУД на уроках русского языка и литературы // Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях. 2013. – С. 67-72.

Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство

формирования ключевых компетенций. 2011. – №4. – С. 1-10.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.

Канунникова О.Г. Технология сотрудничества как системообразующий

компонент коллективного способа взаимодействия // Модернизация

образования / под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. 2016. –

С. 139-141.

Копжасарова А.Е., Кунжигитова Г.Б. Интерактивные методы обучения,

влияющие на активность личности в обучении // Наука и Мир. 2014. – Т.3. —

5 (9). – С. 44-47.

Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики

обучения // Педагогическое образование в России. 2012. – №2. – С. 171-174.

Мартынова С.С. Формы и приемы групповой работы на уроках и во

внеурочное время // Русский язык в школе: «Просвещение», 1990. – №3. – С.

39-42.

Налимова О.О. Интерактивное обучение как один из вариантов

инновационного обучения // Молодой ученый. 2014. – №18-1. – С. 69-72.

Одилова Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе

обучения // Молодой ученый. 2011. – №12. Т.2. – С. 121-124.

Олесова М.М. Использование технологии сотрудничества при

формировании орфографической грамотности на уроках русского языка.

Научный электронный журнал меридиан. 2017. – № 4 (7). – С. 119-123.

Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной.- М.: Изд. центр «Академия», 2006 –176с.

Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. – № 1 (2). – С.2.

Рыжкина Е.Ю. Применение технологии «Коллективный способ обучения» на уроках русского языка // Вестник научных конференций. 2016. – № 10-5(14). – С. 160-162.

Сафронова И.В. Интерактивное обучение как метод индивидуализации

образовательного процесса // Обучение и воспитание: методика и практика. 2012. – №1. – С. 079-083.

Скобцева Н.И. Использование групповой работы на уроках в начальной

школе // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. 2015. – Т.10. – С. 122-124.

Телкова В.А. О некоторых формах активизации самостоятельной

деятельности учащихся на уроках русского языка в рамках личностно-

ориентированного подхода // Актуальные методики преподавания русского

языка и русского языка как иностранного. Москва, 2016. – С. 135-141.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Средняя школа. 5-9 классы URL: http://www.ug.ru/new_standards/4 (дата обращения3.11.2017).

Филатова И.М. Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами. 2016. – С. 62-65.



Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai


Добавить комментарий